Нашла коса на камень
Чистая Татьяна
23 мар 2024
Московский Губернский театр.
"Нашла коса на камень" (по мотивам произведений А. Н. Островского). Режиссёр Сергей Безруков.
"Весенние волны
разливались
мягкими кругами".
Впервые театр подарил мне не только эмоции и вдохновение, но и этот эпиграф для отзыва. Именно такой фразой в группе ВК предложили зрителям начинать свои отклики о спектаклях: на театральном сленге это означает атмосферу и энергию, которую актёр посылает в зрительный зал, играя на сцене.
Спектакль "Нашла коса на камень" ,поставленный по пьесам А. Н. Островского "Бешеные деньги", "Бесприданница", " Таланты и поклонники", отпраздновал своё 10-летие в декабре прошлого года. Именно с этой постановки началась история Губернского и до сих пор спектакль является абсолютным лидером репертуара, а актёры, задействованные в нём, играют свежо и неповторимо.
Вы хотели бы увидеть Дмитрия Дюжева в главной роли Саввы Геннадьевича Василькова, который играет романтичного молодого провинциала, влюбившегося, как мальчишка, в первую столичную красавицу Лидию Чебоксарову (Карина Андоленко)? Ухаживает он неумело, смешно, говорит с провинциальным акцентом и даже удостаивается тайной "чести" носить на спине табличку со словом "дурак", но поёт бесподобно ,а шампанским угощает не только своих добрых знакомых,но и зрителей первых рядов.
Волны расходились по зрительному залу с появлением Антона Хабарова (этого неутомимого искателя любовных приключений Казановы из одноимённого телевизионного сериала), который именно а этот день сыграл Егора Дмитриевича Глумова. Антон выходил в этой роли почти 8 лет и, сделав 3-летний перерыв, вновь сыграл в спектакле, собрав на поклонах практически все букеты цветов.
Моя личная весенняя волна разлилась при появлении Сергея Вершинина в роли сибарита Ивана Петровича Телятева, неслужащего дворянина, лет 40. Безделье, праздность, лень, беспечное времяпрепровождение, прожигание жизни в долг в исполнении Сергея Вершинина делает его персонаж не отвратительным, а манким и обаятельным.
"Без барышень никуда", - говорит один из персонажей постановки, поэтому Галина Бокашевская в роли матери главной героини (позднее - тёщи) Надежды Антоновны Чебоксаровой хитра, изворотлива, в меру изобретательна (ради спасения благосостояния семьи) и всегда готова поссорить/ помирить молодых, исходя из собственных интересов и жизненного опыта.
Да, действующих лиц в спектакле изрядное количество, и жизнь переливается всеми своими красками на сцене театра: губернский оркестр, шумные гимназисты, прогуливающиеся почтенные господа и барыни, француз- фотограф, извозчики, разносчики газет, оперные певцы, хозяин чайной, прислуга в господских домах, поверенные в делах, цыгане, попы, кредиторы- все создают великолепное полотно разноликой московской жизни. Вращающаяся сцена с весёлыми каруселями, пароход "Ласточка", паровоз с локомотивом, фотографический аппарат на треноге (художник - постановщик Эдуард Гизатуллин) сообщают, что эпоха капитализма и великих изобретений человечества приблизилась, и трагедии очередной бесприданницы "с кислыми рассуждениями о добродетели непрактичны" и исчезают, как утренний туман.
Хваткие промышленники, как Васильков, умеющие "не выходить из бюджета" и контролирующие свои эмоции, становятся победителями в этой новой жизни.
Постановка получилась очень яркой благодаря красивым стилизованным костюмам героев, художник по костюмам - Ирэна Белоусова, лауреат премии "Золотая маска".
А занавес в сдержанных бежевых тонах, который поднимался и опускался несколько раз за спектакль, был соткан из театральных афиш по пьесам А. Н. Островского, газетных полос, денежных ассигнаций, государственных облигаций с портретом императора. Вокруг этих бешеных денег и крутились страсти тех, кто может их заработать и кто может их безрассудно тратить. Все-таки нашла коса на камень.