(495) 378-65-75

КАССА (ежедневно 11.00 - 19.00)


(499) 786-21-31

АДМИНИСТРАЦИЯ


(499) 786-92-17

АДМИНИСТРАЦИЯ


Наш адрес:

Волгоградский пр. 121

Анна Горушкина о спектакле «Сердце матери»

Главная/Другое/Анна Горушкина о спектакле «Сердце матери»

/ 10 Февраля 2020

В преддверии премьеры спектакля «Сердце матери» по мотивам пьесы К.Чапека «Мать» мы подготовили серию интервью: с режиссером и актерами спектакля.
Сегодня слово режиссеру Анне Горушкиной.

Анна Горушкина о спектакле «Сердце матери»

 Вопрос классический: почему выбран для постановки  именно этот автор, эта пьеса? Она написана 80 лет назад о трагическом периоде в истории Чехии – и снова актуальна?

Пьеса написана в 1937 году, тогда Чехия была в отчаянном положении – она боролась и с внутренними проблемами, и с внешними, набирал силу третий рейх. Все шло к тому, что ее могли просто уничтожить, разорвать на мелкие кусочки. Думаю, в данный момент и  Россия, и весь мир находится в подобной ситуации: везде гражданские войны и международные вооруженные конфликты, которые происходят по всему миру. Ведь сегодня мировая война — это не только когда страна идет на страну с оружием. Сейчас  мировые войны выглядят немного по-другому, – это экономические войны. В них гибнут целые государства, народы, причем мы этого даже не замечаем. Сегодня уровень внимания к смерти в обществе настолько велик, что все забывают про жизнь. В пьесе «Мать» есть важный момент: один из сыновей говорит, что для того, чтобы в стране воцарился мир, необходимо, чтобы кто-то кого-то победил. Но мать возражает ему: если бы все думали о семье, о своих родных и близких, – не надо было бы никого побеждать. Если бы люди умели вести диалог и слышать друг друга, не нужно было бы убивать.

Я тоже мать, у меня есть сын, и я понимаю, что не хочу, чтобы мой сын однажды пошел на  войну. А  предощущение войны витает в воздухе, она совсем рядом. Взять ту же Украину, где идет гражданская война, друг идет на друга, брат на брата, и наши страны, наши народы разлетелись и не могут нормально общаться, хотя совсем недавно были как братья. И ни одна страна не защищена от этого. Уровень агрессии сейчас в мире настолько велик, что хочется просто прокричать об этом мужчинам: остановитесь!  Именно мужчинам: — ведь не женщины же воюют, а мужчины — стремятся к завоеваниям, забывая о том, что есть жизнь, есть жены, дети. Но, к сожалению, мы, матери, всегда остаемся  в проигрыше. Как бы мы не хотели сохранить своих детей рядом с собой, — они уходят на войну и гибнут. Но мир стоит именно потому, что мы до сих пор боремся. Да, мы проигрываем, но пока мы сопротивляемся агрессии, войне, мы спасаем этот мир.

Материал довольно сложный, и эмоционально тяжелый. Существует мнение, что сейчас люди не любят смотреть то, что выводит их из зоны комфорта… Вы так не думаете?

Сразу хочу сказать: этот спектакль не из разряда «Давайте подумаем о великом и суперсложном», — эта история адресована не интеллекту, хотя философия там присутствует. В центре истории — судьба женщины, а женщина это эмоция, это любовь, это сердце в первую очередь. А мне кажется, зритель, прежде всего, реагирует сердцем.

Сейчас так много всего придумано, чтобы снять напряжение, переключить, отвлечь от проблем – тв-передачи, всяческие шоу и так далее. Мы действительно много шутим, смеемся, стараемся не думать о проблемах. Людей  хотят сделать страусами, но люди уже этого не хотят, у них уже болит, им страшно, и нужно попытаться понять, как с этим быть, как жить. Я знаю, что есть огромное количество людей, которые готовы сказать: «Спасибо, что вы об этом говорите, это правда, это так!».

Версия театра несколько отличается от полной версии пьесы. Что тебе было важно выделить в вашей версии, вытащить на первый план, а что пришлось опустить?

Мы действительно много сократили, но связано это только лишь с тем, что пьесы начала 20 века как правило обладают большим объемом, а Чапек стремился  вместить в эту пьесу все волнующие его мысли и многократно их повторить. В то время это было верно, но сейчас — другое поколение, другое восприятие. Люди быстрее реагируют, считывают, им не нужно несколько раз повторять одну и ту же мысль. Необходимость сокращения текста была продиктована именно этим.

Мне кажется, что ни одна линия, ни одна смысловая нить не исчезла. Мать так же отстаивает свою правоту, хотя кое-что изменилось. Чапек, что логично, в своей пьесе на стороне мужчин, а я — на стороне женщин. У Чапека в пьесе — сугубо мужской финал, который  дает нам понять, что этот конфликт неразрешим. Мужчины, так или иначе, будут вынуждены идти на войну, а женщины – бороться за них и ждать, плакать и терять их. Мы же в спектакле стремимся сделать открытый финал, где зрители, женщины и мужчины, скорее всего, окажутся по разные стороны. Потому что это пьеса для того чтобы люди могли задуматься и понять, на чьей они стороне.

Для меня главным в этой пьесе является столкновение мужского и женского мира, миропонимания, созидающего и разрушающего начала. С одной стороны, мужчины должны быть завоевателями во всех смыслах, для того чтобы двигать историю вперед, но если женщины не будут пытаться остановить их, тогда мир исчезнет.

Любой режиссер, приступая к работе над спектаклем, держит перед собой некую цель, месседж, обращенный к зрителю. Каков он в этом случае, с какими мыслями и чувствами должен остаться зритель после спектакля?

Я никогда не рассказываю этого. Можно закладывать разные смыслы, но самое ценное, если со спектакля люди выходят с чем-то своим. Мне бы хотелось, чтобы через спектакль вы ответили для себя на свои вопросы. Как сделать так, чтобы был мир, чтобы люди могли общаться друг с другом, как остановить это стремление нашего мира к самоуничтожению. Но, безусловно, мне хочется сохранить надежду на свет в конце, на то, что все придет к гармонии, что мы можем все изменить.

В спектакле есть ироничная реплика: «Ну что же, всегда есть за что умереть, не так ли?»
Вот хочется наоборот, — чтобы всегда было, ради чего жить.

Премьера: 4, 5 марта 2020 года