(495) 378-65-75

КАССА (11.00-20.00 ежедневно)


(499) 786-21-31

АДМИНИСТРАЦИЯ


Наш адрес:

Волгоградский пр. 121

От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь»

Главная/Пресса/От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь»

/ 23 Октября 2017

Наталья Анисимова, Столичный информационный портал, 23.10.17

Фото: Евгений Чесноков

В преддверии столетнего юбилея эпохального и очень неоднозначного для России события, которое именуют Великой Октябрьской социалистической революцией, в Московском Губернском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Восемь», в основу которого легла документальная история казни членов дома Романовых в шахте города Алапаевска. Это убийство произошло на следующий день после расстрела царской семьи в Екатеринбурге.

01._23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор пьесы – молодой ученик из Екатеринбурга Владимир Зуев. Он ученик Николая Коляды, и его пьеса «Восемь» победила на конкурсе драматургов «Возрождение. Накануне. 1916-2016».

Анна Горушкина, режиссер спектакля, сказала, что одной из главных задач, было не просто показать историю, а чтобы за всеми этими лицами, которые нам кажутся историческими, увидели живых людей.

Восемь человек, членов дома Романовых и близких к ним людей (великую княгиню Елизавету Фёдоровну; её келейницу сестру Марфо-Мариинской обители Варвару; великого князя Сергея Михайловича; его секретаря Фёдора Ремеза; братьев, князей Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича; князя Владимира Павловича Палея) привезли в Алапаевск и поселили в школе на окраине города. Сценографы спектакля решили оттолкнуться именно от этого места и специально разместили по всему камерному пространству Малого зала парты, тем самым образно превратив убийц и их жертв, а также зрителей, в учеников.

Какой урок всем предстоит усвоить?

-Восемь. 19.10.17.33. Горушкина Анна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анна Горушкина, просит обратить на данный момент пристальное внимание: «Зритель, придя на спектакль, должен сам почувствовать и понять — почему школа, почему все за школьными партами. Мы все должны переосмыслить историю, чтобы не допустить подобного впредь».

Максимально толерантным театральным языком спектакль описывает и восстанавливает атмосферу того страшного времени, не навязывает свою точку зрения о тех событиях, не ищет оправдания убийцам, но жёстко подводит к осознанию самой важной истины: «Убийство не ведёт к развитию, убийство ведёт только к деградации. Необходимо понимать к чему могут привести те или иные действия, и от того в какую сторону человек сделает выбор, в такую сторону пойдёт и история. От выбора каждого зависит движение истории».

05. Shklaruk

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Исполнительница главной роли – великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой – Наталья Шклярук, сказала, что благодарит судьбу, за то, что ей выпала честь впустить в себя такого удивительного, великого, духовного, открытого, честного и доброго человека как Елизавета Федоровна. После того как в Москве от взрыва бомбы погиб её муж великий князь Сергей Александрович и она буквально руками подбирала его останки, княгиня нашла в себе мужество и силы, чтобы простить убийцу. Она приходила к нему в тюрьму, беседовала с ним, подарила образок и написала императору прошение о помиловании… Когда в Алапаевске их сбросили в шахту, рядом с ней не взорвались две бомбы*, она оказалась рядом с Иоанном и, имея раны несопоставимые с жизнью, перевязала ему голову своим апостольником и до последнего пела херувимскую песнь дабы поддержать всех остальных…

*Жертв сначала ударили обухом по голове, скинули в шахту, потом забросали гранатами. Казнённые погибли не сразу и в ужасных мучениях. По словам местных жителей из шахты несколько дней доносилось пение молитв.

06. Kulikov

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степан Куликов, исполнитель роли Ефима Соловьева, комиссара юстиции Алапаевского совета рабочих и крестьян, который лично принял решение об убийстве, рассказал, что как актёр, он должен был найти способ, чтобы хоть как-то оправдать своего героя, понять его, но это ему удалось с огромным трудом. «Оправдывать его как человека не хочется, а как персонажа я оправдал его через фразу о том, что он хочет лучшей судьбы для своих детей и внуков. Он был настолько принципиален, что даже от Бога отказался во имя этой идеи».

В спектакле поднимается очень много важных вопросов, и главный из них – тема веры.

В Российской империи в паспорте вместо графы «национальность» была графа «вероисповедание». И «православный» означало, что ты русский.

Каждый зритель может сделать свой собственный вывод о том, кто был истинно русским человеком, немка Елизавета Федоровна, полное имя которой — Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, или русский крестьянин Ефим Андреевич Соловьев.

04. Besrukov

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный руководитель Московского Губернского драматического театра Сергей Безруков рассказал представителям пьесы о том, как создавался спектакль, и какое значение он имеет для современного человека.

«Когда говорят о событиях 1917-18 годов, всё, что происходило тогда, как правило, показывают с двух точек зрения, — «белых» и «красных», хотя для меня на самом деле нет разделения на «белых» и «красных», а есть трагедия, потому что в гражданской войне брат пошёл на брата.

Меня однажды спросили, а давайте разберём 1917-18 годы с точки зрения плюсов и минусов. Но кощунственно говорить о каких-то плюсах при той крови, тех страшных человеческих потерях, которые были в гражданскую войну.

В спектакле показана трагедия каждого из этих людей — и убийц, и убиенных. Все, кто погибли тогда в шахте Алапаевска, окажутся за одной партой вместе со своими палачами, чтобы мы могли еще раз прожить, почувствовать эту историю с разных позиций, с разных сторон, заново осмыслить уже пройденные уроки.

Здесь сложные судьбы, неоднозначно трактуются все персонажи, и у каждого — своя правда. Но в финале мы понимаем, что убийство никоим образом не может быть оправдано. Никакие самые светлые идеи не могут оправдать зверства, терроризм, лишение жизни человека.

Финал спектакля даст возможность осознать трагедию, произошедшую в 18 году, поможет заучить этот урок раз и навсегда, чтобы не повторять этих ошибок вновь, чтобы даже помыслов не было о новых революциях и братоубийственной войне. Гражданская война — одна из самых безнравственных. Вообще война безнравственна, потому что это убийство, а гражданская — ещё и потому, что это братоубийство, когда люди, еще вчера бывшие в прекрасных отношениях, вдруг ради какой-то идеи попадают в страшную ситуацию выбора.

Мне кажется, что ребята с задачей справились, спасибо всем, спасибо режиссёру и всем моим артистам.

У нас получилось не пройти мимо этой страшной темы и высказать свой взгляд на прошлое. Пока мы не будем знать свою историю, есть опасность, что всё может повториться».

Материал на сайте издания