(495) 378-65-75

КАССА (11.00-20.00 ежедневно)


(499) 786-21-31

АДМИНИСТРАЦИЯ


Наш адрес:

Волгоградский пр. 121

Учитель. Мастер. Глыба. Сергей Безруков вспоминает Олега Табакова

Главная/Пресса/Учитель. Мастер. Глыба. Сергей Безруков вспоминает Олега Табакова

/ 14 Марта 2018

Информационное агентство «ТАСС», 13.03.18

4663982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Сергей Безруков (Фигаро) и Олег Табаков (граф Альмавива) в сцене из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Фото: Александр Куров/ТАСС 
 
Учитель. Мастер. Глыба. Огромная, щедрая, распахнутая навстречу людям душа… Бессмысленно и бесполезно говорить о том, что он значил для меня, для всех его учеников, для МХТ, «Табакерки», и какой потерей для российского театра стал его уход. Потому что все слова, которые приходят сейчас на ум, кажутся тусклыми, шаблонными, недостаточными. Хочется попрощаться с Олегом Палычем молча, потому что говорить нет сил… Была надежда, как и у всех нас, что он будет всегда. А сейчас вдруг ощущение какой-то пустоты… Он был для нас не просто учителем, он был родным человеком, практически отцом родным.
 
Сергей Безруков:
«Он тот самый бесспорный авторитет, мастер, мэтр, который оказал колоссальное влияние на каждого из нас, его учеников, коллег. Он даже ровесников в общении умел ставить на дистанцию, но делал это так изящно, с присущим ему юмором, обаянием. Шутил, смешил нас всех, и это было потрясающе, но в то же время мы все всегда относились к нему с пиететом»
 
Олег Павлович Табаков — и этим все сказано. Мэтр. Великий русский актер. Почти у всех даже великих артистов есть роли знаковые, а есть «проходные», менее удачные или малоизвестные. У Олега Палыча таких ролей, пожалуй, нет. Роли, которые он играл, знакомы всем. Знамениты и обожаемы даже герои анимационных фильмов, которые говорят его голосом. Мастер! Да, со сложным характером, но в то же время ему присуще магическое обаяние. И в ролях, и в жизни, что бы он ни делал, он завораживает. Он просто говорит или смотрит, и в этом есть какой-то сумасшедший магнетизм. Это свойство Мастера, великого Актера.
 
Но для меня он был, конечно же, прежде всего Учителем, и он оставался им всегда. Например, мог шутить, подкалывать, но даже в такие моменты я замечал, как он наблюдает за мной. Или у нас идет совместная сцена, я произношу монолог, а он за мной наблюдает. Очень пристально, с одной стороны, как партнер на сцене, а с другой — как учитель, мастер, который внимательно следит за своим учеником. Видел его глаза, очень добрый взгляд, и мне казалось, что он мною доволен. Во всяком случае, у меня было такое ощущение.
ÕÕII Öåðåìîíèÿ âðó÷åíèÿ ïðåìèè Îëåãà Òàáàêîâà â Ìîñêâå

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Во время ХХII церемонии вручения премии Олега Табакова, 2017 год
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
 
Ловил на себе этот добрый, лучистый взгляд Олега Палыча, и понимал что он с симпатией ко мне относится на сцене, несмотря на то, что он в этот момент играет Сальери, который ненавидит Моцарта. Но в том-то все и дело, что в спектакле «Амадей» его персонаж убивает «любя», как говорится. Восторгается и в то же время уничтожает Вольфганга Амадея Моцарта.
 
Сергей Безруков:
«Меня всегда восхищало в нем качество, которому стоит поучиться, — чувство собственного достоинства. Он обладал редчайшим даром — даже общаясь с чиновниками, с властью, сохранять чувство собственного достоинства так, как это мало кому удается»
 
Олег Павлович любил подкалывать нас, своих партнеров, во время спектакля, и это означало, что ты должен быть, с одной стороны, серьезен в том, что ты делаешь, но в то же время это легкая профессия, это «веселенькое дело», как он всегда называл актерскую профессию. То есть всегда должен присутствовать вот этот азарт, бон кураж. Иначе это из вдохновенного творчества превращается в работу, это завод, цех. Актер все-таки должен приносить радость зрителям, а для этого ты сам прежде всего должен испытывать эту радость от того, что ты делаешь на сцене, быть легким, азартным, настоящим… В противном случае никакой радости не получится.
 
Есть такая цитата из Олега Палыча: «Наша сегодняшняя всеядность подготавливает нашу завтрашнюю ненужность». В ней много подтекстов. Нельзя браться за роли без разбора, и я всегда стараюсь отбирать материал, выбирать роли, которые еще не играл, чтобы открывать что-то новое в себе, не повторяться. Иногда он подходил и говорил укоризненно: «Серега, много работаешь». «Олег Палыч, но вы в свое время работали, по-моему, не меньше, а пожалуй, и больше». И тут же он говорит то, что нечем крыть: «Да, и заработал два инфаркта».
 
Меня всегда восхищало в нем качество, которому стоит поучиться, — чувство собственного достоинства. Он обладал редчайшим даром — даже общаясь с чиновниками, с властью, сохранять чувство собственного достоинства так, как это мало кому удается. У него было внутреннее осознание, что он имеет право говорить то, что он думает. И думать и поступать так, как считает нужным. По идее, этим правом обладает каждый человек, но не все им пользуются и не всякому это удается. Бывает, человек выскажется, но так, что тебе за него становится неловко. А Олег Палыч — умел.
 
И я стараюсь учиться у него этому, и до сих пор учусь у него многому — руководить театром, воспитывать молодых артистов, с которыми я стараюсь работать как педагог. Так же, как работал с нами когда-то Олег Павлович, который любил повторять, что воспитывает не просто актеров, а партнеров, с которыми ему приятно было бы играть на сцене. Надеюсь, что мне, как и ему, удастся когда-нибудь воспитать достойных учеников. Ведь жизнь быстро проходит, она стремительная, молниеносная. Вчера еще были студентами, а сейчас уже сами руководим театрами. Вчера еще служил в «Табакерке», а сейчас возглавляю театр Московский Губернский. Беру пример с Табакова…
 
Я счастлив, Олег Павлович, что ты был в моей жизни. Нам, ученикам твоим, теперь будет непросто… Мы должны быть достойны тебя.
 
Материал на сайте издания