(495) 378-65-75

КАССА (11.00-20.00 ежедневно)


(499) 786-21-31

АДМИНИСТРАЦИЯ


Наш адрес:

Волгоградский пр. 121

«Господа, страна изменилась»: Сергей Безруков — о детском кино, театре и воспитании

Главная/Пресса/«Господа, страна изменилась»: Сергей Безруков — о детском кино, театре и воспитании

/ 27 Августа 2019

Анна Михайлова, Информационное агентство ТАСС, 27.08.19

Худрук Московского Губернского драматического театра отметил, что артисты должны подтверждать свое актерское мастерство независимо от возраста и регалий

171641

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото предоставлено пресс-службой /Тимур Артамонов

В стране 27 августа отмечается День российского кино. В рамках нацпроекта «Культура» к 2024 году оборудованием будет оснащено 1200 кинозалов в населенных пунктах, где проживает до 500 тысяч человек. Также одним из приоритетов федеральной программы «Творческие люди» является поддержка талантливой молодежи, в частности детских фестивалей визуальных искусств.

Корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, поговорила с народным артистом РФ, художественным руководителем Московского Губернского драматического театра Сергеем Безруковым о том, почему в прокате и на телевидении не хватает молодежного контента и зачем поддерживать детские театры. 

- Сергей Витальевич, несмотря на День российского кино, хочу начать разговор с другой важной темы. Я недавно столкнулась с довольно грустной статистикой — каждый второй россиянин никогда не был в театре. Кто-то это объясняет тем, что репертуарный театр устарел, кто-то говорит, что у нас нет хороших современных драматургов. А как вы считаете, в чем проблема и можно ли эту ситуацию исправить?

- Я не соглашусь, что репертуарный театр устарел и надо переходить опять к антрепризной форме. Нет, театр — это живой организм, репертуарный театр — это коллектив. Другое дело, что нужно переходить на контрактную систему, безусловно. Театр должен обновляться. И в труппе тоже должны быть обновления, равно как и подтверждение своего актерского мастерства. Все, кто находятся в труппе, я имею в виду артистов, должны каждый раз его подтверждать, независимо от регалий, от возраста. Это обязательно, как мне кажется.

Другое дело, что, конечно, существует нехватка пьес. Допустим, сейчас я озаботился тем, что пьес для артистов старшего поколения очень мало, раз-два и обчелся на самом деле. Есть великолепный Фирс в «Вишневом саде». Прекрасно, когда у меня есть Фирс в театре, у Виктора Дмитриевича Шутова (заслуженный артист РФ — прим. ред.) блестящая работа в этой роли, но ведь он не один. Старшее поколение актеров существует и, конечно, внимание ему нужно уделять. Спросите любого художественного руководителя театра — всегда есть «скамейка запасных», актеров старшего поколения, которых занимают в спектаклях не так много, и тем не менее, они находятся в театре, уважаемые, почитаемые люди. Нужно придумать им работу, потому что актер без работы не может. Я сейчас заказал несколько пьес для театра именно для старшего поколения.

171703

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставлено пресс-службой/Ксения Угольникова

Я думаю, что проблема современной драматургии тоже существует, потому что современных пьес для детей и молодежи мало. Я еще являюсь куратором проекта «Театры — детям», который мы инициировали в 2017 году, и финансовая поддержка детским театрам была оказана серьезная. Слышу очень много положительных откликов: говорят, что никогда детским театрам не было оказано столько внимания, как в эти два года. Даже больше, чем взрослым театрам, потому что детские театры не самоокупаемы, цены на билеты там минимальные, чтобы родители могли их покупать.

- А вложения в детские театры могут в перспективе исправить ситуацию с посещаемостью в целом?

- Абсолютно. Детские театры должны быть конкурентоспособны. Дело в том, что у нас страна изменилась. Сейчас говорят, что раньше, в советские времена были замечательные детские сериалы, но тогда, извините, было всего три кнопки, если говорить про черно-белый телевизор. На цветном благодаря антенне можно было поймать четыре канала, но в основном было две кнопки — первая и вторая. И не было рекламы! Естественно, детский контент был изначально расписан. Я помню, как мы подчеркивали красным фломастером в программе телепередач, во сколько мультфильмы, соотношение взрослого и детского контента было примерно 60 на 40 процентов, и это не говоря про выходные. А сейчас на центральных каналах вы не увидите детской темы, потому что существует отдельный детский канал, как, допустим, «Карусель».

Многие сейчас говорят: «А где же наши Петров и Васечкин? Где наши Электроники?» Господа, страна изменилась, все изменилось, сейчас уже время интернета. Детские каналы стоят особняком. Если раньше спектакли показывали по центральным каналам в прайм-тайм — это были хорошие постановки, с потрясающими артистами, любимыми на всю страну — естественно, театр был популярен и востребован. А сейчас телевизионное время — это деньги, поэтому отдавать драгоценное эфирное время под телеспектакли никто не будет. И если ты приходишь с замечательно отснятым спектаклем на канал, тебе говорят: «Это не формат, есть канал «Культура». Ну, давайте посмотрим, какая доля у канала «Культура». Конечно, у него есть свои поклонники. Я лично смотрю «Меццо» (французский телеканал, посвященный классической музыке — прим. ред.), люблю слушать классическую музыку, знаменитые оперные постановки, у меня этот канал работает дома.

Я бесконечно уважаю канал «Культура» за то, что они продолжают традиции, но как популяризировать театр, если центральные каналы изначально его куда-то отпихивают? Детские программы вы на них тоже не найдете, это к каналу «Карусель». Но люди все равно смотрят Первый и «Россию», как в советское время, их доля очень высока. Плюс появилась конкуренция, очень много западного контента, и это все формирует сознание, равно как и родительское воспитание. Раньше не было такого разнообразия, но была замечательная советская анимация, которую сейчас пытаются возрождать, и есть потрясающие наши анимационные фильмы, которых я почему-то не вижу по телевизору.

171723

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставлено пресс-службой/Галина Фесенко

- Они в основном не выходят за рамки фестивалей, как и детское кино.

- К сожалению, мы действительно почти не видим детское кино в прокате. Есть блокбастеры, это другое дело, какой-нибудь «Дисней» и сценарий, согласованный с Запада его представителями здесь. Слава богу, появились сказки, их какое-то время не было. Несколько лет назад мы сняли фильм для детей «Реальная сказка» — я был автором идеи и продюсером. И прекрасно знаю, каких усилий стоит отвоевать прокат для детского кино. Было сложно, мы не победили, но воевали, тем не менее. Это требует больших вложений, большой рекламы.

- Но бывает и такая ситуация: вышел хороший фильм, а посмотреть его негде, особенно, если речь о небольшом населенном пункте. В рамках нацпроекта «Культура» оборудуются кинозалы в регионах, как вы думаете, нужно ли как-то контролировать, чтобы там показывалась как раз та качественная отечественная анимация и детские фильмы, о которых вы говорили?

- Безусловно. Иначе там рано или поздно проявятся все беды нашего кинопроката. Проблема в том, что кинотеатры находится в руках у частных предпринимателей, и государство, по сути, не может их контролировать. Хотя Минкультуры иногда делает невозможное и убеждает перенести премьеры зарубежных блокбастеров в пользу российского кино. Понимаете всю абсурдность ситуации? В нашей стране в кинотеатрах российское кино ставят по остаточному принципу: самое выгодное время отдают под зарубежные фильмы, а наши фильмы зачастую идут или невозможно рано, или неприлично поздно. Ну и как можно заработать в этих условиях? Получается замкнутый круг… Безусловно, есть кинотеатры, которые показывают только авторское кино, и за это я им благодарен. Там есть возможность посмотреть хорошие российские картины. Но в целом, кинотеатры — это бизнес, они просто зарабатывают деньги и не думают о нравственном воспитании зрителей, о необходимости развивать отечественное кино, тем более — детское. Кинотеатры всегда оценивают кино как продукт — принесет это прибыль или нет. Рисковать сейчас никто не собирается. Отдают львиную долю показов фильмам, которые гарантированно принесут прибыль — как правило, это широко разрекламированные зарубежные картины, блокбастеры, боевики, раскрученные франшизы. Сейчас мировая тенденция — отрабатывать старые бренды, переснимать то, что уже приносило прибыль. Придумывать что-то новое и опять же рисковать — не хотят.

- У вас как раз в октябре откроется II Международный большой детский фестиваль, где в том числе будут Дни детского кино и анимации. Это может как-то изменить ситуацию?

171683

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставлено пресс-службой/Николай Тарханов

- Почему я придумал на самом деле этот фестиваль — для того, чтобы объединить усилия. Дело в том, что фестиваль мультижанровый, у каждого направления будут кураторы, люди, болеющие за это душой. Например, цирк будут представлять Эдгард и Аскольд Запашные. С просьбой возглавить направление кино мы обратились к мэтру —  Александру Адабашьяну, который тоже «болеет» за детское кино. Направление детской анимации курирует Михаил Алдашин — наш потрясающий аниматор, я очень люблю его работы. По музыкальному направлению — Максим Дунаевский. У каждого есть, что сказать, у каждого есть предложения — как возродить, поддерживать и развивать искусство для детей. Мы хотим привлечь внимание к этим проблемам, провести в рамках фестиваля круглые столы и дискуссии, посвященные теме детского театра, кино, анимации.

Эти замечательные кураторы отбирают победителей фестивалей, чтобы дети могли увидеть лучшее из лучшего, что для них сделали взрослые за последний год. А в жюри у нас — дети, они уже внесут свои корректировки, скажут, что они считают лучшим, что им действительно интересно. Мы хотим общими усилиями понять, что интересно нашим детям.

- Что для этого нужно?

- Нужно помнить, что советские времена ушли, мы другие, дети сейчас не похожи на нас, они воспитываются в другое время, поэтому нужно создавать условия для их воспитания, учитывая наши реалии. Не позволять, допустим, свободно заходить в интернет. Я бы высказался за это. Чтобы взрослые более внимательно относились к воспитанию. Не оглядывались на то, какой возрастной ценз стоит на тот или иной спектакль или фильм — 6+ или 12+. Нет, господа, думайте, включайте мозги. Вы поведете ребенка на этот фильм? Посмотрите его перед этим сами. Подумайте, как вы будете объяснять многие моменты, которые будут в этом фильме представлены.

Детей нужно воспитывать: разговаривать, общаться с ними, объяснять. А не просто — привели, стоит 6+ и никаких проблем. И, если ребенок во время просмотра испугался или у него появились вопросы, считают: это не ко мне, это к производителю фильма. Нет, господа родители, это к вам. Надо посмотреть, подумать, во время показа объяснять, а потом дома провести воспитательную работу. Конечно, родители бывают разные, но в целом культура воспитания сейчас отсутствует. Люди полагаются на кого-то, на эти возрастные цензы, или на канал «Карусель» — вот я тебе включу, смотри. Чтобы ребенок не приставал, скачают какие-то мультики и «на тебе планшет, игры, развлекайся сам». Вот что опасно. Люди порой перекладывают свое личное родительское воспитание на этот контент.

Еще один важный момент. Те, средства, которые выделяются театрам, нужно контролировать. Многие детские театры благодаря проекту «Театры — детям» обновились, их отстроили, переоборудовали, все прекрасно и здорово. Теперь — где спектакли? Какие пьесы вы выбираете для детей? Что вы ставите? Здесь необходим контроль. Для этого на нашем фестивале будет определенный отбор из региональных театров, чтобы следить за тем, что они производят за те деньги, которые им выделяют. Это очень важно, потому что все расслабились, наконец пошло финансирование детским театрам, внимание колоссальное, это прекрасно, но теперь, господа, потрудитесь делать качественные спектакли. Понятно, что сейчас есть большая конкуренция с тем, что дети видят в кинотеатрах: визуальная картинка там потрясающая, там и звук, и цвет, и масштаб. Театр вынужден с этим конкурировать. Соответствовать вниманию детской аудитории очень сложно.

173343

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставлено пресс-службой/Светлана Селезнева

Какие тогда должны быть спектакли?

- Тоже мультимедийные, яркие, но и драматическую составляющую никто не отменял.  Для детей нужно играть еще точнее, по-настоящему. Поэтому детскому театру надо уделять внимание, в частности, помогать актерам, которые получают очень маленькую зарплату. Для артистов детских театров нужно создать условия, чтобы они работали на все сто, на совесть. От этого многое зависит.

Материал на сайте издания