(495) 378-65-75

КАССА ежедневно с 11:00 до 20:00


(499) 786-21-31

АДМИНИСТРАЦИЯ


(499) 786-92-17

АДМИНИСТРАЦИЯ


Наш адрес:

Волгоградский пр. 121

Всегда есть, ради чего ЖИТЬ. Премьера «Сердце матери» в Губернском театре.

Главная/Новости/Всегда есть, ради чего ЖИТЬ. Премьера «Сердце матери» в Губернском театре.

/ 6 Марта 2020

4 и 5 марта Московский Губернский театр представил четвертую премьеру текущего сезона – спектакль «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать». Режиссер Анна Горушкина в своей постановке предлагает взглянуть на мир глазами матерей. В мире нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Она начинается с первым биением сердца ребенка, но никогда не заканчивается. И даже пережив самую страшную потерю, сердце матери продолжает любить и вести бесконечный диалог с теми, кого уже нет в живых. Задает вопросы – и не находит ответа. Дозволено ли спасать одну жизнь ценою другой? Почему самые лучшие должны умирать? И разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?

yL3PJDUAVb8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Драма «Мать» стала итогом в творчестве чешского писателя и драматурга Карела Чапека. Он написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. Пацифистский и антифашистский месседж произведения делали его особенно актуальным в переломные эпохи, когда весь мир оказывался на грани мировой войны. Но, как это часто бывает с произведениями искусства, пьеса гораздо сложнее и глубже, чем ее самый «верхний» актуальный слой, и позволяет множество трактовок. В спектакле Московского Губернского театра на первый план выходит противостояние двух миропониманий – мужского и женского, разрушающего и созидающего начала.

Художник Ольга Богатищева создает для спектакля лаконичное, монохромное пространство цвета солдатской шинели. В выгоревших серых тонах стены, мебель, одежда персонажей. Выбивается из общей гаммы только Прекрасная незнакомка (Елена Киркова и Елена Хабарова) – белокурая, изящная Смерть в черно-белом одеянии, которая манит и затягивает в свои сети мужчин, одного за другим. Да еще огромной черной паутиной висит над сценой коллекция из десятков ружей и винтовок – напоминание о войнах, которые никогда не заканчиваются.

В центре истории – судьба семьи, судьба Матери (блистательная работа Елены Дорониной), которая теряет своих близких, одного за другим. Ее муж и сыновья с легкостью совершают поступки, которые приводят их к гибели. Им кажется, что они совершают нечто необыкновенное и нужное, что прославит их, ради чего стоит умереть. Отец (Александр Фролов), идет в бой, чтобы доказать свою отвагу недалекому командиру, отдавшему нелепый приказ, и погибает… Врач Ондра (Евгений Гомоной) пытается изучить желтую лихорадку и умирает от нее. Летчик Иржи (Алексей Веретин), разбился, пытаясь поставить рекорд высоты для полета с грузом. Сыновья жертвуют своей жизнью во имя общего блага: ради науки, ради технического прогресса, ради победы своих идеалов… Но Мать не может понять и принять, что существуют цели и идеалы, которые стоят жизни ее детей. «Вам кажется страшно благородным умереть за что-нибудь; а о том, что при этом кто-то теряет вас, вы не думаете!» — восклицает Мать.

Этот конфликт матери и ее мужчин неразрешим. У сыновей фактически нет выбора: кажется, что им всем суждено повторить судьбу своего отца, который был для них идеалом мужчины — герой войны, погибший 17 лет назад. Ведь Мать все эти годы любовно сохраняет в неприкосновенности все вещи мужа: карты, старую шинель и солдатские сапоги, и даже шахматная партия, над которой Отец ломал голову, до сих пор стоит на столе в ожидании, когда эту шахматную задачку решат его сыновья. Надежда только на младшего, Тони (Кирилл Новышев и Василий Серегин), который в отличие от своих воинственных братьев вырос нежным, трогательным, романтическим юношей. «Тони будет другим, Тони обязательно будет другим», — повторяет мать как мантру. И оказывается права: именно он, хрупкий мальчик с огромными глазами, сочиняющий стихи о Прекрасной незнакомке, попытается остановить Корнеля и спасти Петера, — братьев, оказавшихся по разные стороны в гражданской войне. И именно он в финале вернется с войны живым, с победой и букетом красных роз для Мамы. Оставив всем нам надежду на то, что мир, наконец, услышит голоса матерей, образумится и перестанет стремиться к смерти, самоуничтожению.

Анна Горушкина, режиссер спектакля:

«В пьесе «Мать» есть важный момент: один из сыновей говорит, что для того, чтобы в стране воцарился мир, необходимо, чтобы кто-то победил. Но мать возражает ему: если бы все думали о семье, о своих родных и близких, – не надо было бы никого побеждать. Если бы люди умели вести диалог и слышать друг друга, не нужно было бы убивать. Сейчас уровень агрессии в мире настолько велик, что хочется просто прокричать об этом мужчинам: остановитесь! Именно мужчинам: ведь не женщины же воюют. Мужчины стремятся к завоеваниям, забывая о том, что есть жизнь, есть жены, дети. Но, к сожалению, мы, матери, всегда остаемся в проигрыше. Как бы мы ни хотели сохранить своих детей рядом с собой, — они уходят на войну и гибнут. С одной стороны, мужчины должны быть завоевателями во всех смыслах, для того чтобы двигать историю вперед, но если женщины не будут пытаться остановить их, тогда мир исчезнет. Пока мы, матери, сопротивляемся агрессии, войне, мы спасаем этот мир.

Мне бы хотелось, чтобы через спектакль люди ответили для себя на свои вопросы. Как сделать так, чтобы был мир, чтобы люди могли общаться друг с другом, как остановить стремление нашего мира к самоуничтожению? Но, безусловно, мне хочется сохранить надежду на свет в конце, на то, что все придет к гармонии, что мы можем все изменить. В спектакле есть ироничная реплика: «Есть за что умереть, не так ли?» Вот хочется наоборот, — чтобы всегда было, ради чего жить».

 

Сергей Безруков, художественный руководитель театра:

«Анна Горушкина взялась за произведение, которое не так часто ставилось в России. Мне кажется, пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас, когда по всему миру то и дело вспыхивают войны: большие и маленькие, вооруженные, экономические, информационные. В этом году мы отмечаем юбилей Победы в Великой Отечественной войне, 75 лет с окончания Второй мировой. И пьеса Карела Чапека — именно тот материал, который даст возможность нам как театру очень эмоционально, без излишнего пафоса высказаться на эту тему.

В главной роли матери – актриса Елена Доронина, которая в начале года стала лауреатом нашей премии «Золотой Мухин» за две прекрасные роли, сыгранные в прошлом сезоне: это Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и Вера Сергеевна в моей постановке «Энергичные люди» по В.Шукшину. Лена – очень тонкая актриса, с хорошим актерским диапазоном: ей под силу и драма, и трагедия, и фарс, и гротеск. Те, кто бывал в нашем театре, наверняка помнят ее трагическую Биатрис в спектакле «Вид с моста» и Галю из «Бесконечного апреля», где она за полтора часа проживает жизнь своей героини от 9 летней смешной девчушки до 50-летней женщины. К слову, оба эти спектакля ставила Анна Горушкина, сумев раскрыть новые грани актрисы.

Для меня важно, что эта история не только и не столько о войне, – она о цене человеческой жизни, о том, ради чего стоит жить, и том, ради чего стоит умереть. А кто знает об этом лучше, чем Мать, которая приводит нас в этот мир?»

Режиссер — Анна Горушкина
Сценография и костюмы – Ольга Богатищева
Композитор и музыкальный руководитель проекта — Александр Гусев
Постановщик сценических боев – Олег Волынцев
Хореограф – Анна Гилунова
Художник по свету — Нина Киркова

В ролях: Елена Доронина (Мать), Александр Фролов (Отец), Евгений Гомоной/Михаил Шилов (Ондра), Алексей Веретин (Иржи), Андрей Щеткин (Корнель), Андрей Исаенков/Данил Иванов (Петр), Кирилл Новышев/Василий Серегин (Тони), Владимир Балдов (Дед), Елена Киркова/Елена Хабарова (Прекрасная незнакомка)

Следующие премьерные показы состоятся 2 апреля, 12 мая