Вчера на Большой сцене мы сыграли премьеру спектакля
«Свадьба Кречинского». Режиссером спектакля по мотивам трилогии А.В. Сухово-Кобылина выступила
Гульнара Галавинская, в роли Кречинского –
Антон Хабаров.
Как известно, появлению этой пьесы на свет предшествовала драма: на Сухово-Кобылина, обвиненного в убийстве своей гражданской жены, было заведено уголовное дело, и отдельные фрагменты пьесы были написаны им в тюрьме.
Увидела свет пьеса «Свадьба Кречинского» 160 лет назад: впервые она была опубликована в журнале «Современник» в 1856 году. Но, как считают создатели спектакля, и по сей день не утратила актуальности.
Фото Анны Коонен
В процессе работы стало ясно, что ставить эту пьесу вне контекста всей трилогии в наше время было бы неверно. И потому в сценическую версию театра вошли две пьесы трилогии: «Свадьба Кречинского» и «Дело». История азартного игрока Кречинского, который привык ставить на кон свою судьбу и честь, способен легко принести в жертву своей страсти судьбу провинциальной барышни Лидочки Муромской, становится для режиссера подступом к серьезному разговору о главной проблеме российской действительности.
Гульнара Галавинская, режиссер-постановщик:
«Пьесы Сухово-Кобылина сейчас актуальны, как никогда. И тема взяток, коррупции, несовершенства бюрократического аппарата, который абсолютно безразличен к человеку, остается такой же насущной, как 160 лет назад, во времена Сухово-Кобылина. В его пьесе «Дело» показан чудовищный бюрократический механизм, который существует сам по себе, и человек для этого механизма – горючее, система «съедает» человека.
Сухово-Кобылин был разочарован устройством российского бытия. Он лично столкнулся с этой системой и понимал, что изменить ее невозможно. Человек, индивид, не может доказать системе, что он невиновен, даже если он действительно невиновен. И нам интересен текст Сухово-Кобылина, так как он звучит как сводка сегодняшних реальных событий».
Фото Анны Коонен
Говоря о выборе этого материала для репертуара,
художественный руководитель театра Сергей Безруков также подчеркнул его актуальность:
«Это вечная история игрока, который буквально ходит по лезвию бритвы и блефует не только за карточным столом, но и в жизни. Мы с вами живем в мире блефа и игроков. Блефуют у нас сейчас так, что по сравнению с реальными сегодняшними игроками Кречинский – сама невинность. Тем интереснее наблюдать, насколько он способен жертвовать всем ради игры, ставить на кон репутацию свою и чужую, идти по головам. Несмотря на то, что пьеса написана более века назад, нас волнуют все те же проблемы. А текст Сухово-Кобылина про суды звучит практически как выдержка из сегодняшних газет и интернет-порталов».
«Что наша жизнь? Игра!» Эта строчка из оперы Чайковского стала отправной точкой для создания художественного образа спектакля. Художник
Евгения Шутина создала яркий, призрачно-обманчивый мир Игрока, похожий одновременно и на колесо рулетки, и на крутящийся барабан современных игровых телешоу.
Фото Анны Коонен
Антон Хабаров, исполнитель роли Кречинского:
«Мой герой – натура страстная: азартный игрок, прожигатель жизни, шулер высокого полета, Кречинский полон цинизма и презрения к людям. Деньги, миллионное приданое – лишь средство. Игра – вот цель, смысл жизни, риск и вызов судьбе».
Действие в спектакле перенесено в наше время. Оно узнаваемо по многим деталям, в том числе и в музыкальном оформлении. В спектакле звучит живая музыка в исполнении
Губернаторского оркестра Московской области, а исполнителям роли Кречинского и Расплюева пришлось освоить игру на музыкальных инструментах: Так, Кречинский –
Антон Хабаров специально для роли разучил ноктюрн Шопена, а Расплюев –
Олег Курлов освоил ударную установку и разучивал с педагогом знаменитую арию из оперы «Фауст».
В первый же вечер зрители очень тепло приняли постановку. Поздравляем артистов и всех тех, кто работал над спектаклем, с премьерой и желаем
«Свадьбе Кречинского» долгой и успешной сценической жизни!