(495) 378-65-75

КАССА (13.00-20.00 ежедневно)


(499) 786-21-31

АДМИНИСТРАЦИЯ


Наш адрес:

Волгоградский пр. 121

Гельман Александр

Главная/ Люди театра/Гельман Александр
Гельман Александр

Российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Почетный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн (Калифорния, США).

Родился 25 октября 1933 года в бессарабском местечке Дондюшаны (Королевство Румыния). В начале войны его семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии. Из 14 депортированных членов семьи до освобождения дожили только Александр и его отец.

После войны вернулся с отцом в Дондюшаны, где еще 3 года учился в школе. Затем поступил в профтехшколу трикотажников в Черновцах (1948-1951). Работал помощником мастера на чулочной фабрике во Львове и одновременно закончил десятый класс вечерней школы.

После окончания Львовского военно-политического училища имени Щорса (1952-1954) 6 лет служил в армии в чине старшего лейтенанта, был командиром подразделения 410-го полка Береговой обороны Черноморского флота в Севастополе (1954-1957), затем отдельного подразделения 39-го узла связи Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота (1957-1960).

С 1960 года жил в Кишиневе, работал фрезеровщиком на заводе «Электроточприбор» (1960-1963). В 1960-1963 годах учился на заочном отделении Кишиневского университета.

С 1964 года работал в Киришах диспетчером 99-го СМУ 46-го треста «Главзапстроя» на строительстве нефтеперерабатывающего завода, в 1966 году переехал в Ленинград. С 1966 по 1970 год работал корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий». В 1970-1976 годах был членом профкома ленинградских драматургов.

В 1978 году переехал в Москву, где тесно сотрудничал со МХАТом.

Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. С тем же соавтором он написал сценарии еще двух художественных фильмов – «Считайте меня взрослым» и «Ксения – любимая жена Федора».

Широкую известность Гельману принес снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия». Позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Товстоноговым в БДТ и – под названием «Заседание парткома» – О. Ефремовым во МХАТе.

В середине 70-х в Гельмане нашел своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», это «Обратная связь» (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (1981), «Скамейка» (1984), «Зинуля» (1986); в 1994 году, уже МХТ им. Чехова, поставил и «Мишин юбилей». Острые, злободневные пьесы Гельмана, с не всегда правдоподобными сюжетами, но всегда нацеленные на изучение механики советской жизни, для Ефремова, по словам критика, становились «утолением социальной жажды».

В годы перестройки Гельман пьесы уже не писал. Он вернулся в журналистику, вел рубрику в журнале «Искусство кино», был политическим обозревателем газеты «Московские новости». Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х. Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики.

Пьесы Гельмана ставили театры более чем 30 стран.

Спектакли в МГТ:

«Скамейка»