Евгения Фомина
27 ноя 2017
Здравствуйте! Я хочу выразить благодарность за новый спектакль Губернского театра "Восемь" и поделиться своими впечатлениями о премьере, на которой мы побывали в начале месяца.
Спектакль начинается с того, что в класс старой школы, улыбаясь и переговариваясь, входят люди в чёрных пальто, они шумно рассаживаются за партами, а потом, как студенты на экзамене, начинают поочерёдно подходить и тянуть разложенные перед ними билеты. Каждый вытянувший зачитывает вслух, что ему досталось. А в билетах вместо вопросов стоят имена: Иоанн, Константин, Елизавета Фёдоровна, Ефим Соловьёв... Всего 15 имён. Так, по воле случая кто-то превращается в будущих палачей, а кто-то в их жертв.
"Восемь" - это спектакль-рассуждение на очень серьёзную, исторически болезненную и даже опасную тему, спектакль, который рассказывает о последних месяцах жизни восьми человек - Елизаветы Фёдоровны и других князей Романовых, а также близких к ним людей, убитых большевиками в июле 1918 года под городом Алапаевском. Основываясь на историческом факте убийства, автор пьесы - драматург Владимир Зуев и режиссёр спектакля Анна Горушкина, фокусируются на психологических аспектах взаимоотношений запертых в сценическом пространстве узников и тюремщиков. Их встреча, знакомство, общение - ведь как-то же сосуществовали вместе, о чём-то разговаривали эти люди, прежде чем одни хладнокровно убили других, сбросив живыми в шахту рудника.
Спектакль является художественной попыткой осмысления причинно-следственных связей произошедшего, и зрители, сидящие тут же в этом классе-тюрьме, становятся, с одной стороны, невидимыми для героев свидетелями разворачивающихся событий, а с другой - на их, зрителей, суд, суд времени выносится правда двух враждебных идеологий, противостояние двух взаимоисключающих систем мировоззрения и мировосприятия, человеческой веры и безверия, подчинения Божьей воле и богоборчества.
На одном полюсе - низверженные Романовы, лицом к лицу сталкивающиеся с теми, кого считали своим народом, живущим под девизом "За Веру, Царя и Отечество", и искренне не понимающие, за что этот народ может их так ненавидеть. "Вы верно думаете, что мы не хотим добра народу?" - говорит Елизавета Фёдоровна убийце её супруга революционеру Ивану Каляеву, которого она посетила в тюрьме и о помиловании которого ходатайствовала перед Николаем II. На что Каляев напоминает ей о Кровавом воскресенье, когда царём был санкционирован расстрел мирной демонстрации, идущих к нему с петицией "о рабочих нуждах" людей.
Фигура эсера и террориста Ивана Каляева (в этой роли Андрей Щёткин) является своеобразным связующим звеном между нынешними узниками Романовыми и их тюремщиками. Как ни странно, Каляев близок и тем, и другим, и похож одновременно и на первых, и на вторых. "Я никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина" - так высказался о Каляеве тюремный священник. Сам же Иван Каляев в своей речи на суде говорил: "Я - не подсудимый перед вами, я - ваш пленник. Мы - две воюющие стороны...Нас разделяют горы трупов, сотни тысяч разбитых человеческих существований и целое море крови и слёз, разлившееся по всей стране потоками ужаса и возмущения. Вы объявили войну народу, мы приняли вызов!"...
В "Восьми" предстают обе правды и "белая", и "красная", политические мотивы отходят на второй план и рассматриваются общечеловеческие отношения и моральные ценности, выражаемые представителями обеих сторон.
Интеллектуальным центром этого противостояния со стороны Романовых в спектакле становится великий князь Сергей Михайлович. В исполнении Владимира Балдова - это настоящий лидер, на которого равняются все остальные; мы видим в нём природный аристократизм, сохраняемое вопреки всему чувство собственного достоинства и самообладания, силу духа и нерушимую веру в собственную правду.
В духовной, нравственной значимости главнейшая роль среди узников принадлежит Елизавете Фёдоровне (её сыграла Елена Киркова). Великая княгиня, посвятившая свою жизнь благотворительной и проповеднической деятельности, основательница Московской Марфо-Мариинской Обители милосердия, мы увидели эту женщину сосредоточием великой душевной силы, жизненной мудрости, всепрощения и человеколюбия.
Представители другой "правды" - большевики и примкнувшие к ним. Их идейный лидер - комиссар юстиции Ефим Соловьёв. В исполнении Дмитрия Карташова это, бесспорно, харизматичная, даже не лишённая обаяния личность. Считающий себя "карающим мечом революции" волевой и твёрдый в своих убеждениях человек, которого пьянит собственная неограниченная власть. Он осознанно идёт на убийство Романовых, и никакие человеческие отношения с ними не могут повлиять на выполнение приказа.
Атмосферу тюрьмы воссоздаёт особая сценография, световое и звуковое оформление. Вспышки света выхватывают из темноты лица рассказчиков, скрывая других персонажей и погружая их в тягостный сон. В один из моментов выход из класса (то есть со сцены) заколачивают досками, и все - герои спектакля и зрители, сидящие на расстоянии вытянутой руки от них, оказываются в тёмном замкнутом пространстве - полуяви-полусне наедине со своими мыслями и страхами. История убийства сходит с книжных страниц, и все её участники внимательно всматриваются в нас, своих потомков, давая возможность самим сделать выводы или, как говорит Сергей Безруков и создатели спектакля, "извлечь уроки" из этих трагических событий столетней давности, которые должны стать предостережением для будущих поколений.
По замыслу создателей спектакля в финале все - и алапаевские мученики, и их убийцы предстают перед нами как жертвы. Жертвы Революции, переворота, исторической трагедии. Жертвы чудовищного апокалиптического "зверя из бездны" - "восьмого зверя", пожравшего миллионы и миллионы людей великой страны, прекратившей своё существование сто лет назад...
"Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего..."
Писал когда-то Александр Блок. Дай Бог, чтобы эти слова поэта оказались пророческими, и "кровавый отсвет" на наших лицах не появился больше никогда. Но это зависит только от нас самих.
Я благодарю за спектакль всех его создателей, режиссёра Анну Горушкину, драматурга Владимира Зуева и всех артистов. Спасибо художественному руководителю театра Сергею Безрукову. Спасибо за появление на Губернской сцене постановки, которая пробуждает сознание, заставляет, продираясь через исторические лабиринты, размышлять, сопоставлять, воспринимать всю противоречивость российской истории, учит гуманизму и напоминает о высших идеалах человечества.