Лариса Каневская, Независимый интернет-журнал Мнение, 29. 06. 17
27 июня в Любимовке - усадьбе Константина Сергеевича Станиславского состоялось нетрадиционное открытие Фестиваля "Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров". Приглашенные гости стали участниками «Вишневого квеста», задуманного художественным руководителем Губернского театра Сергеем Безруковым и исполненного его артистами по мотивам пьесы «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова. Смелый проект вобрал в себя и саму усадьбу, и капризы погоды, преподнесшей солнце и дождь точно по законам сценографии. В настоящем саду по воле художников-постановщиков в конце июня зацвели вишневые деревья, а зрители вместе с персонажами очутились «в предлагаемых обстоятельствах».
Пьесу «Вишневый сад» в Любимовке никогда не играли, хотя именно здесь Константин Сергеевич предложил Антону Павловичу написать пьесу. Будущий знаменитый драматург тут же, между периодической ловлей рыбы на удочку и долгими беседами с основателем МХТ, сочинил великую пьесу. Все детали чеховской пьесы режиссер Сергей Безруков удачно использовал в «квесте» - эскизе будущего полноценного спектакля: подлинную веранду, на которой Лопахин с Дуняшей ожидают приезд Раневской, лошадей со станции, вишневый сад на берегу Клязьмы, по воде которой Лопахин собирался вывезти вырубленные деревья, бильярд, так любимый Гаевым.
В легендарное имение, что действительно находится «всего в двадцати верстах от города», под вечер стали собираться зрители. Гостей встречал Губернаторский оркестр московской области.
Накрытые белыми скатертями столики с шампанским и вишней (вишня была необыкновенно сладкой) располагали к неторопливым беседам об искусстве в ожидании начала спектакля. В театральном павильоне, построенном в 1882 году, экспонировались костюмы из знаменитых спектаклей МХТ начала прошлого века, в саду были расставлены портреты Станиславского, Мейерхольда, Качалова, Москвина в знаменитых образах, и лучи солнца сверкали на лицах великих.
В этот теплый ясный день посреди дождливого холодного лета все пришли в прекрасное расположение духа и отправились к главному месту действия. Как такая потрясающая идея никому в голову не пришла: впервые в истории театра в первой сцене «Вишневого сада» - та самая веранда, где Лопахин (Антон Хабаров) с Дуняшей (Александрина Питиримова) ожидают приезд Раневской.
Дуняша суетится, бегает, прибирается. Лопахин поправляет новый пиджак, волнуется, стараясь не глядеть в сторону ворот. «Едуууут!», - во двор въехала повозка с лошадьми, и все кинулись встречать. Зрители тоже повставали с мест, ощущение того, что «действительно все происходит здесь и сейчас» - восхитительное.
Спектакль продолжается. Раневская (Карина Андоленко) растроганно оглядывает старый дом. Лопахин, затаив дыхание, любуется ее женственным профилем на фоне окна и надеется, что она позовет. Варя (Наталья Шклярук) напрасно ждет, когда Лопахин вспомнит про нее.
Про Фирса (Виктор Шутов) все, разумеется, забыли. Станиславский был бы доволен. Все переживают, и даже погода слегка всплакнула, засмотревшись. Пока одни гости доставали зонты, другие поспешили в сад за Фирсом: «Барыня там будут кушать, пожалуйте туда…».
Под тентом ждут сладости и самовар. Еврейскому оркестру, наяривающему бодрые мелодии, пришлось переместиться под тент, чтобы не замочить свои скрипки. Пока гости согревались напитками, дождь отыграл свою роль и ушел.
Публику пригласили на другой зрительский помост, с которого можно наблюдать, как Гаев (Александр Тютин) играет в бильярд, целя «желтого в середину». Гостям удалось прослушать целую лекцию о старинной игре с демонстрацией точных ударов кием.
После того, как Шарлота Ивановна вывела дрессированного пуделя, а Раневская красиво отпила «кофий», в идиллию нарушил бестактный "вечный студент": «Здравствуйте, Любовь Андреевна, помните меня? Я – Петя Трофимов, учитель Гриши…». Раневская, сразу обмякнув, ушла вглубь сада горевать о своем погибшем мальчике.
В это время Лопахин настойчиво пытается спасти от разорения непрактичное семейство. Бегает по реальному вишневому саду и кричит, как он прекрасно придумал – вырубить и вывезти этот «вИшневый сад по реке Клязьме». «ВишнЁвый», – холодно поправляют удачливого предпринимателя последние представители дворянского класса, церемонно идя ко дну…
На сцену выходит «слегка пьяный прохожий», которому Раневская, не найдя в сумочке серебряной мелочи, подает золотой под испепеляющим взглядом Вари. И тут Сергей Безруков снимает с головы картуз случайного прохожего и предлагает Лопахину не вырубать пока деревья, а "посадить прямо сейчас еще парочку вишен".
«Летний фестиваль губернских театров открыт. Все в сад, господа!»
Материал на сайте издания