Без вины виноватые
«Без вины виноватые» 10.11.2024. Губернский театр. Режиссер – Вероника Вигг. Автор – А.Н. Островский.
«Верьте, что всё в этом мире ничтожно,
Важно веселье одно»
Режиссёр Вероника Виг поставила первый спектакль в театральной столице. Выбрана одна из последних пьес А.Н. Островского из ряда театральных - «Без вины виноватые».
Кто знаком с творчеством Вероники Вигг понимает, что спектакль будет не традиционно классическим, а будет некий театральный ребус со своей неповторимой стилистикой, тем и интереснее для просмотра. Скажу сразу – спектакль получился крепким по режиссуре, продуманным и совершенно по А.Н. Островскому.
Вероника Вигг провела тщательный действенный анализ пьесы, обработала и пронесла через себя весь спектакль и умело донесла это до актёров, что ярко воплотилось на сцене.
На сцене вневременная психологическая и социально-бытовая драма («мелодрама», как говорил современник А.Н. Островского А.В. Суворин) по пьесе А.Н. Островского о трагедии одной женщины и её сына, представленная посредством как театр в театре или где стирается грань между жизнью и театром. Отсюда условная, но эффективная сценография спектакля (Николая Слободяник): огромная гримерка по всему периметру сцены; зеркала, которые одновременно исполняют роль стёкла с отражением; наполненные бокалы красным вином («мы артисты – наше место в буфете»); поднятая сцена над сценой, как это странно не звучит и даже имеет место картина Караваджо «Медуза», как реалистический символ мучения. Все изложенное синхронно и плодотворно работает на спектакль.
Теперь к самой идеи. Если А.Н. Островский рассматривал театр, как некую трибуну для выражения общественных проблем, то Вероника Вигг углубилась.
Название пьесы является известное в то время выражение «Без вины виноватые», как ответственность человека за то, что в чём не виноват, в пьесе два без вины виноватых, сама Кручинина и её сын. Повторюсь, режиссёр филигранно стирает грань между жизнью и театром, обнажая нам изнанку жизни показывая весь реализм обыкновенных человеческих отношений, пороков посредством игры в театр. Вот отсюда зеркала гримёрки, в которые смотрят герои пьесы, как бы наблюдая себя в жизни или играя в жизнь и зеркала, превращающие в прозрачные стёкла, где течёт другая жизнь или косвенно отражаются твои поступки, как в комнате «смеха». Поэтому финал режиссёром осознано изменен, да он счастливый, но делает его счастливым мальчик, (молодой Гриша Незнамов) одетый во фрак большого размера, как символ или отсылка к тому, что надо любить своих детей и не лишать их родителей.
В самой пьесе между первым и вторым действием, проходит целых 17 лет. Вероника Вигг решает смелым, оригинальным способом. Тут сама Кручинина проводит репетицию первого действия, как режиссёр некого спектакля, который потом перерастёт в пьесу «Без вины виноваты», что еще раз подтверждается идея спектакля, где театр, а где жизнь? Вся наша жизнь сплошной театр. Театр и жизнь должны быть реалистичны и неотделимы, ведь в жизни мы так много обманываем, театр тоже обманывает? Не зря несколько раз Кручинина, как бы выходя из образа обращается напрямую к зрителям (оригинальная задумка режиссёра) с вопросом, как играть самые щекотливые, трогательные и правдивые сцены, возможно ли их сыграть в театре? Или театр, как жизнь сплошной обман?
И несколько слов о музыки к спектаклю. Лейтмотивом спектакля звучит музыка Верди из оперы «Травиата» и главное «Заздравная». Режиссёр проводит параллели между Виолеттой и Кручининой и та и другая подверглись презрению в так называемом светском обществе, хотя по натуре были благородными, добрыми, нравственными и порядочными.
Вероника Вигг поставила очень противоречивый и откровенный спектакль, обнажив и представив жизнь, как театр и театр, как жизнь. Где играем, а где живём?