«Как все нервны! И сколько любви… О, колдовское озеро!»/
«Колдовское озеро это не в лесах, это, это озеро у тебя в глазах…»
Об эскизе первого действия пьесы «Чайка» Антона Павловича Чехова в постановке Сергея Безрукова.
В ролях : Ирина Николаевна Аркадина – Анна Снаткина, Константин Треплев – Алексей Ярмущик, Сорин – Леонид Громов, Нина Заречная – Анастасия Дворянская, Тригорин – Павел Харланчук, доктор Дорн – Сергей Вершинин, Шамраев – Григорий Фирсов, Шамраева – Юлия Романович, Маша – Полина Галкина, Медведенко – Кирилл Новышев, Яков – Сергей Мудрицкий.
Итак, вечер на берегу озера, которое потом окутает чёрная ночь, и только огромная луна станет бесстрастным свидетелем событий в имении Петра Николаевича Сорина. А ещё мы – зрители открытия IV Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» в Московском Губернском театре.
И снова, как в «Вишнёвом саде» и «Дяде Ване» трагические любовные несовпадения, и атмосфера в идиллическом уголке природы буквально наэлектризована разрядами, «отскакивающими» от объектов невзаимной любви. Вечная русская классика и актуальные проблемы чеховских персонажей, ставших нашими современниками. Вот Константин Треплев – одарённый, ранимый, чувствительный юноша, с аффектированным поведением и противоречивостью сложных чувств, испытываемых к матери: любовь, обида, творческое взаимонепонимание, ревность к успеху, желание доказать свою значимость и самостоятельность. Его мать Ирина Николаевна Аркадина. Яркая, красивая, авторитарная. Эксцентрична, если не сказать экзальтирована, привыкла, что ею все восхищаются как актрисой и как женщиной, и никто ей не противоречит.
В первом акте вроде бы так мало событий и так много раскрывающего взаимоотношения между всеми действующими героями пьесы. Сергей Безруков очень тонко и наглядно представляет всё это, а там – «имеющий уши - да услышит, имеющий глаза - да увидит…». И мы видим Аркадину, отчаянно ревнующую невозмутимого Тригорина, его мужской интерес к Нине; чувства Дорна к Аркадиной, которому на правах доктора (и бывшего любовника?) позволено больше, чем просто хорошему знакомому - только что раздражённая и негодующая она замирает под его умелыми руками... Интересный получился персонаж доктор Дорн. Ссылаясь на возраст, он бежит от активных домогательств Шамраевой (тут ему можно только посочувствовать – от такой женщины не убежишь…) и при этом принимает на свой счёт Машиной «души доверчивой признанья».
Островок спокойствия посреди озера страстей - Пётр Николаевич Сорин. Он благожелателен, ироничен и мудр. Философски смотрит на то, что не смог воплотить свои жизненные мечты, пытается успокоить племянника и сестру... И в отличие от юной Маши, «носящей траур по своей жизни», Сорин, вопреки многочисленным возрастным недугам, жизнелюбив и сострадателен, рядом с таким человеком хорошо и как-то тепло на душе.
В эскизе было много неожиданного, оригинального, чувственного, остроумного, смешного, пронзительного, аллегоричного.
Ещё из особо запомнившегося: Заречная приезжает в имение на претенциозном «Смарте», а догонять её Треплев бросается на легендарно-элитарной «Чайке». Перформанс по пьесе Треплева имеет выраженную экологическую направленность, и для воплощения своих идей он, как будто не замечая красоты Нины, уродует её дурацким защитным костюмом и маской. Само представление решено очень эффектно, однако своеобразный текст превращает его в «декадентский бред» словами Ирины Николаевны (или как бы назвал это Иван Петрович Войницкий: «вздорные мысли о погибели мира»). Во время жаркого монолога Треплева о матери мы увидим отрывок с Анной Снаткиной из сериала «Два холма», будут отрывки фильма-спектакля с Треплевым - Олегом Стриженовым из мхатовского фильма-спектакля 1974 года; Маша и Медведенко занимаются йогой, а Сорин ездит на электроприводной инвалидной коляске. Захмелевший и не совладавший с эмоциями Дорн будет петь песню Вячеслава Добрынина. Кстати, кому адресована песня Дорна про колдовское озеро голубых глаз? Аркадиной или Маше? Прозвучит и песня «АукцЫона»: под огромной «голой и довольной луной» «...Там меня любили!» будет кричать Треплев, выводя мать из себя.
Увиденный эскиз произвёл очень сильное впечатление. СПАСИБО за него! Сергей Витальевич снова заставил напряжённо и беспокойно мыслить, постигая его художественную идею и её воплощение, проникая во внутренний мир героев, переживая за них и проживая с ними их судьбы. Буду ждать губернскую «Чайку», чтобы снова встретиться с уже полюбившимися героями и восхититься новым спектаклем Сергея Безрукова!