26 и 27 сентября на сцене МГТ состоялась премьера спектакля
«Сон разума» по повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». В качестве режиссера спектакля и исполнителя роли Поприщина выступил художественный руководитель театра Сергей Безруков.
«Гоголь актуален всегда. И думаю, никогда не устареет. Потому что российская действительность, которую показывал Гоголь, осталась неизменной», – считает Безруков.
История сумасшествия чиновника Поприщина для него – это повод поразмышлять о свободе и несвободе человека. Титулярный советник Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Но обретает ли он при этом свободу?
Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами героя повести Гоголя. Повесть «Записки сумасшедшего» благодаря своей форме, представляющей из себя обрывки впечатлений и мыслей главного героя, оставляет огромное пространство для фантазии и позволяет додумывать, как именно могли выглядеть все те события, которые описывает Поприщин. Были ли они на самом деле? А если были, то где? В реальности, искаженной восприятием сумасшедшего, или в бреду, во сне?..
«Для меня важно, что это именно фантасмагорический сон, а не бытовой театр: мне не интересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума, – поясняет Безруков. – Мой Поприщин «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках…», и даже еще более невероятные. Ведь во сне для нас все возможно!»
Чтобы воплотить на сцене сюрреалистические фантазии Поприщина, к работе над спектаклем привлекли профессионалов: мастер по созданию иллюзий Вадим Савенков работал над трюками, а специалисты из Цирка на Цветном бульваре Денис и Юрий Осиповы обучали актеров основам воздушной эквилибристики – в этом спектакле работать с подвесами и даже летать приходится всем артистам без исключения.
«Мы решились довериться профессионалам, потому что спектакль очень сложный, все нужно было просчитать от и до. Здесь, в этом пространстве, где все движется, взлетает и падает с огромной высоты, порой даже опасно находиться. Поэтому все просчитано до мелочей, до каждой секунды, до реплики, до взгляда. Рабочие сцены работают на высоте, чтобы устраивать полеты. «И мы надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк…» – рассказывает Безруков.
Сценография и костюмы, придуманные Николаем Горобцом, становятся полноправными участниками невероятных событий и метаморфоз. К примеру, в бредовом мире Поприщина обитает огромный Стол – живое, инфернальное существо, которое самостоятельно движется, вздыхает, говорит. Этот сложнейший механизм стал основным элементом сценографии. В фантазиях Поприщина стол становится то олицетворением ненавистного Департамента, против которого этот «маленький человек» поднимает бунт, то будуаром девушки, в которую влюблен.
«Для меня было важно, чтобы вот этот огромный стол был разговаривающий, двигающийся: хотелось создать на сцене ощущение, какое бывает лишь во сне, когда все летает, двигается, разговаривает, показать этот многомерный сон. Спектакль получился яркий, жанр фантасмагории – новый жанр для Губернского театра. По техническому оснащению это один из сложнейших спектаклей в Москве», – рассказал Сергей Безруков.
Хотя спектакль поставлен по повести «Записки сумасшедшего», на сцене можно увидеть знаменитые гоголевские образы из других произведений писателя: Вий, Нос, и конечно же Невский проспект. Именно над Невским проспектом парит в своих грезах Поприщин как переносном, так и в буквальном смысле.
По признанию Безрукова, совмещать работу режиссера-постановщика и исполнителя главной роли в этом спектакле было невероятно сложно. Он работал над спектаклем в основном как режиссер, выстраивая мизансцены Поприщина с актером-дублером, а как исполнитель главной роли вошел в уже выстроенный спектакль буквально за несколько дней до премьеры.
«Это было непривычно и очень энергозатратно. Особенно если учесть, что спектакль сложный, с большим количеством трюков и фокусов», – признается Сергей Витальевич.
Почти всю музыку к
«Сну разума» написал композитор Александр Биллион. Музыкальное сопровождение в спектакле звучит в исполнении Губернаторского оркестра, а для некоторых музыкальных фрагментов потребовалось звучание органа – его записывали в римско-католическом соборе на Малой Грузинской. По словам композитора, для спектакля пришлось писать разножанровую музыку: «Здесь можно услышать и 19 век, и 20, и 21, есть стилизации под романтизм, импрессионизм, и есть современная электронная музыка», – говорит Александр Биллион.
Планируется, что спектакль будет много ездить по стране: планируется, что до конца этого сезона «Сон разума» увидят зрители Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Уфы, Минска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.