31 октября на Большой сцене Московского Губернского театра состоялась премьера музыкальной сказки
«Маленький принц» по одноименному произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Эта постановка стала второй работой театра в музыкальном направлении – при участии Губернаторского оркестра Московской области.
Сказка-притча «Маленький принц» любима читателями всех возрастов – ведь, как писал автор, «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Детям созвучна трогательная история о маленьком мальчике, который путешествует от планеты к планете, познает мир и учится любви и дружбе, а взрослым – философская глубина и афористичность текста.
«Мы решили последовать совету Альберт Эйнштейна, – говорит Сергей Безруков, которому принадлежит идея постановки «Маленького принца» на сцене театра, –
который говорил: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». А эта сказка хороша не только для детей, но и для взрослых, для которых эта постановка – шанс вернуться в собственное детство и вспомнить, какими мы были, когда собственный двор и дом воспринимали как маленькую планету.
«Маленький принц» Экзюпери – фантастическое произведение! Фразы из него давно стали крылатыми. Захотелось вновь вспомнить историю Маленького принца, его любимую Розу и Лиса, которого он приручил. Полетать вместе с птицами, посетить соседние планеты и с помощью нашего Губернаторского оркестра послушать великолепные произведения французской классики».
Для Сергея Безрукова сценическое прочтение «Маленького принца» – не первое. Несколько лет назад артист читал сказку Экзюпери со сцены Концертного зала им. Чайковского, позже – в рамках благотворительных акций в разных городах: Казани, Ульяновске, Красногорске. Однако теперь постановка имеет несколько иной формат:
«Прежде это был не спектакль, а прочтение под музыку, – рассказывает Безруков. –
Теперь мне захотелось поставить именно спектакль и задействовать в нем наш Губернаторский оркестр. Создать особый, игрушечный мир, пригласить в него детей и самому заглянуть в собственное детство. И я это сделал: соорудил песочницу, которая когда-то была во дворе моего детства. Большой ящик, в который дети должны убирать игрушки, но категорически этого не делают. Самолетик, который любят запускать все мальчишки. В детстве любил играть в солдатиков, у меня их была целая коробка. И кукольный театр очень люблю, я вырос на лучших спектаклях театра имени Образцова, являюсь поклонником творчества Резо Габриадзе. Таким образом, собрал воедино все составляющие, и получилась, мне кажется, нежная сказка про жизнь, интересная и взрослым, и детям».
Говоря о том, почему театр снова остановил свой выбор на детском спектакле, художественный руководитель отвечает буквально словами Лиса из «Маленького принца»: для театра важно вернуться к давно забытому понятию «приручать» – нужно приручать своего зрителя, «создавать узы», связывающие театр и зрителей с юных лет.
«Мы приглашаем их на свои спектакли и таким образом приручаем, – говорит Безруков. – Постепенно становимся перед ними в ответе. Мы воспитываем зрителя на хороших произведениях. И рождается тесная взаимосвязь между ним и театром, возникает преемственность поколений. Нынешние дети вырастут и уже через десять лет придут к нам на взрослые спектакли, а потом приведут сюда своих детей. Тем более детские спектакли у нас добрые: «Остров сокровищ», «Маугли», «Маленький принц».
В спектакле звучит музыка французских композиторов в исполнении Губернаторского оркестра Московской области под руководством Сергея Пащенко. Музыка становится изысканным продолжением и дополнением текста: пестрый «Карнавал животных» Сен-Санса, знойный «Послеполуденный отдых фавна» и живописные «Облака» из «Ноктюрнов» Дебюсси, вдохновенный Вальс и трогательная «Павана на смерть инфанты» Равеля. Симфонические картины, хорошо известные яркой образностью, создают удивительный музыкальный контекст сказки.
Произведения французских композиторов звучат в оригинальной аранжировке, созданной специально для этого спектакля.
Фото Светланы Селезневой