20 и 21 марта Московский Губернский театр представил уже пятую в этом сезоне премьеру – эксцентрическую комедию
«Скамейка» по пьесе Александра Гельмана. Спектакль стал режиссерским дебютом Дмитрия Дюжева на театральной сцене.
«Скамейка» была написана в 1983 году и с тех пор переведена, опубликована и поставлена более чем в 30 странах. Дмитрий Дюжев признался, что давно мечтал поставить именно эту пьесу:
«Я мечтал поставить «Скамейку» Гельмана еще со студенческих лет. Во-первых, я люблю то время – 80-е годы, время наших родителей, мне интересно, чем они жили, как они жили. Но еще интереснее для меня непредсказуемые повороты, которые он прописал в этих отношениях героев, мужчины и женщины. Я влюбился в этих персонажей и захотел немного пофантазировать между строк, что еще могло бы быть, если бы...»
Дюжев рассказал, что опыт театральной режиссуры дался ему непросто, но тут помог и большой опыт работы в театре в качестве актера, и конечно, опыт режиссуры в кино.
«Актерское и режиссерское ремесло – это слишком разные профессии, – пояснил Дюжев. – Очень интересное ощущение, когда ты как бы видишь себя со стороны в качестве артиста. Это много дает для понимания профессии, это уникально. И с режиссерской точки зрения мой актерский опыт тоже помогает «попадать» в актеров, подсказывать то, что им сейчас необходимо. По большому счету, самое важное – это наделить артиста уверенностью в том, что он делает».
Дюжев подошел к своему дебюту серьезно: на первых читках побывал автор Александр Гельман, который рассказал о своем видении персонажей, а к разбору пьесы режиссер подключил и профессионального психолога: вместе с актерами специалист детально разобрал нюансы поведения героев с точки зрения психоанализа.
Исполнитель главной мужской роли Антон Хабаров признался, что благодаря консультациям психоаналитика ему удалось сразу найти болевую точку, суть своего персонажа.
«За его кажущейся свободой и раскрепощенностью скрывается очень неуверенный в себе человек. Ведь самые неуверенные в себе люди обычно ведут себя очень напыщенно, деловито, а на самом деле внутри все не так просто. Он не чувствует себя мужчиной, ему изменяет жена, и от того все его проблемы. Этот спектакль – попытка ответить на вопрос, почему люди одиноки. На самом деле этот спектакль – гимн женщинам. Сколько женщина может терпеть от мужчин – просто удивительно! Он вертится на пупе перед ней, и ради чего? – ради одного банального желания. И когда она раскрывает, какой он человек, то говорит ему: «Будь самим собой, ты – вот такой». Это вообще самое сложное в мире искусство – быть самим собой, везде – на работе, дома, в конфликтах», – говорит Хабаров.
Большой опыт работы Дмитрия Дюжева в кино не мог не сказаться на особом подходе к визуальному ряду спектакля, а также к средствам выразительности, которые решил использовать режиссер: они органичны для кинематографа, но неожиданны на театральной сцене. Так, кульминационную сцену актеры играют под проливным дождем, а составной частью сценографии стала настоящая земля. Чтобы создать образ очищающей стихии, которая обрушивается на мужчину и женщину, на каждом спектакле на сцену льются сотни литров воды, а сама сценическая площадка специально для этой постановки оборудована дренажным покрытием. Над сценографией и костюмами работал петербургский художник Марсель Калмагамбетов.
Для Антона Хабарова эта роль дала возможность попробовать себя в новом амплуа, раскрыться с неожиданной стороны: его персонаж эксцентричен, пластичен, для того чтобы достичь своей цели, он затевает настоящий эмоциональный аттракцион.
«У меня в этом спектакле три разные партнерши, – говорит актер, –
и получается три разных спектакля. Есть такая поговорка: из сосуда может выплеснуться только то, что в нем есть. Поэтому – три разные героини, три актрисы. Одна из них моя супруга – это вообще отдельная история, для нас большое удовольствие работать вместе. Потому что если обычно актеры «наживают» какую-то биографию своего персонажа, исписывают целые тетрадки, то нам никакой совместной биографии наживать не нужно: мы уже 14 лет вместе, и все срабатывает быстро и сразу. Очень интересны все партнерши: и Лера Ланская, и Вера Шпак, и Лена Хабарова».
Зрители приняли спектакль очень тепло и долго не отпускали артистов со сцены. Символично, что в день премьеры состоялось самое полное за последние 15 лет солнечное затмение, а Московском Губернском под занавес дня, в финале спектакля, взошло солнце. По задумке режиссера, герои спектакля, пройдя через непростые испытания и эмоциональные потрясения, встречают рассвет обновленными и готовыми к новой жизни, в которой, как надеются создатели спектакля, будет место счастью и любви.
Фото Светланы Селезневой