28 января в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля
«Веселый солдат» по одноименной повести Виктора Астафьева.
Военная проза Астафьева – нечастый гость на театральных подмостках. Инсценировку специально для театра написали драматург Анатолий Королев и молодой режиссер
Ричард Бондарев, бережно адаптировав для театра жесткую, жестокую в своей правдивости астафьевскую прозу.
Астафьев пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании рядового. Для него, как и для многих его современников, прошедших Великую Отечественную, эта война стала главным жизненным экзаменом, главной душевной болью и главной темой в его творчестве.
Витя – Илья Малаков
Виктор Астафьев – Борис Галкин
В его произведениях оживает «другая война» – не та официозная, отлакированная, известная всем по хрестоматийным статьям и докладам. Это война, увиденная глазами русского деревенского человека. Война во всем своем уродстве и жестокости, где люди гибнут не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу.
Неоднозначность отношения Астафьева к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях. Так, в одной из статей он резко отзывается о победе: «Мы просто завалили их [немцев] своими трупами и утопили в нашей собственной крови…» И в своих произведениях, и в письмах Астафьев размышляет о страшных итогах войны и той роковой роли, которую сыграли для судьбы русского народа военная машина, высшие чины государства и армии. В его письмах звучат горькие, обличительные слова в их адрес: «Советская военщина – самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до нее на свете… Это она бросала наш народ, как солому, в огонь – и России не стало, нет и русского народа».
В спектакле Губернского театра главным героем становится сам писатель. Из настоящего он вглядывается в прошлое, вглядывается в себя – молодого, веселого солдата. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. Ведь на войне не только воевали, но и жили: влюблялись, дружили, ненавидели. Но именно из этих будней, из боли, отчаяния и бесчисленных потерь рождалась наша победа.
Сцена из спектакля
Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России
Борис Галкин – он играет пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. За свою творческую биографию
Галкину довелось поработать в разных театрах: Театре на Таганке, Театре Сатиры, Театрах им. Пушкина, им. Маяковского и многих других. Но последнее время его творчество было связано в основном с кино и телевидением. И так сложилось, что в роли Астафьева Борис Галкин вернулся на сцену драматического театра после огромного перерыва – спустя 35 лет.
«Эта роль стала для меня настоящим подарком судьбы, – говорит актер. – Я как будто вернулся в свою молодость, как в студенчестве, когда мы репетировали день и ночь просто из желания играть, творить. Именно так репетируют в Губернском театре, и в этом смысле я не встречал более работоспособного и радостного в работе коллектива».
Виктор Астафьев – Борис Галкин
Витя – Илья Малаков
Тема войны занимает особое место в творчестве
Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым. «Работать с прозой Астафьева, писателя, которого еще при жизни называли классиком, и тем более выступать от его имени очень не просто и очень ответственно. Я лично был знаком Виктором Петровичем, имел счастье встречаться с ним, слушать его. В его рассказах никогда не было ни слова, ни жеста, ни взгляда лишнего, никакого «второго плана» – все очень органично, искренне. Он как человек и как писатель был сама правда», – рассказывает
Галкин.
Худрук театра и худрук постановки
Сергей Безруков, говоря о спектакле, подчеркивает, что для Московского Губернского театра большая честь иметь в репертуаре произведение Астафьева. «Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным, – подчеркнул
Безруков. – «Веселый солдат» – это автобиографическая повесть о войне. В прошлом году мы отмечали 70-летие Победы. И нам показалось, что в юбилейный год вместо «ура, да здравствует» нужно вспомнить именно об этом – о простом человеке, русском солдате.
Анечка – Наталья Качалкина
Витя – Илья Малаков
Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире. Наш спектакль начинается с того, что герой, Астафьев, убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей – «не убий». Он – преступил... Астафьев говорит, что, может быть, все наши беды именно от этого – что мы преступаем, оправдывая при этом себя «хитрой моралью», что только так, убивая, топча себе подобных, может выжить человек. Астафьев – потрясающий мудрец, который, пережив все эти тяготы, потери родных и близких, действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только добро, жажда Добра».
Фото Анны Коонен