«Театрал» Москва, 04.12.2014
Молодой режиссер Анна Горушкина обратилась к пьесе не менее молодого драматурга Ярославы Пулинович совсем не для того, чтобы возмущать чье-то театральное спокойствие. Да и пьесы этого весьма популярного автора к подобному не располагают. «Бесконечный апрель» – история одной ленинградско-петербургской семьи, в которой сконцентрированы проблемы нескольких поколений. Проблемы не столько общественного, сколько личного характера, суть которых в этом спектакле наложены на поэзию Иосифа Бродского, на знаменитые строки «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку».
Главный герой, в воспоминаниях которого история прокручивается то назад, то вперед, Вениамин – Андрей Ильин как раз и прожил эту жизнь, «не выходя из комнаты». Почти буквально: большая ленинградская квартира стала не просто местом обитания, но родовым гнездом, где рождались дети и умирали старики, лишиться которой все равно что лишиться самой жизни. В спектакле Анны Горушкиной это гнездо уже обветшало до предела и готовится к продаже. Остались лишь стопки старых книг, накрытые целлофаном, семейные фотографии на стенах, да коллекция допотопных радиоприемников. Чтобы окончательно разорить это гнездо, стоит дождаться смерти 98-летнего Вениамина, который пока все еще скрипит, покряхтывает и пытается жить воспоминаниями.
Здесь почти всем актерам доверено играть своих персонажей в разных возрастах: в 9 лет, 12, 50 и дальше. Стоит лишь натянуть какую-нибудь смешную детскую шапочку и чуть изменить интонации – и мы видим девочку Галю – Елену Доронину, в спущенных колготках и пионерском галстуке, попавшую в этот дом по «уплотнению». А минутой позже эта Галя повзрослеет, станет женой Вени, попытается наладить свою жизнь «на стороне» и вернется, чтобы уйти уже навсегда, забрав из рамки свою фотографию. И так будет практически с каждым – блики разных возрастов, состояний, историй – и неизбежный уход.
«Бесконечный апрель» Горушкиной в Губернском театре очень прост и порой сентиментален, зрители то и дело достают носовые платки и потихоньку всхлипывают. Здесь нет каких-то режиссерских обобщений и формальных и прорывов, да они в подобной истории, вероятно, и не нужны. Зато публике дана возможность поностальгировать, вспомнить собственные «гнезда», у кого они были, и по достоинству оценить негромкую и очень искреннюю актерскую игру.
Ссылка на источник