«Меня расстреляли. Только не сердись, мама!»
Министерство Культуры Московской Области
пушкинская карта

Касса: +7(939) 846-50-03+7(495) 378-65-75

ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных НЕ РАБОТАЕТ с 1 по 31 июля

Пресса
Московского
губернского
театра

«Меня расстреляли. Только не сердись, мама!»

16 марта 2020
Мария Нестеренко, "Твой Центр"

8f32d8db-dc6e-44c1-bf70-ceb26e092bf7-870x400

— Если бы пришел враг и убил моих близких, я бы взяла оружие и пошла мстить.

— Ты говоришь ужасные вещи! Если бы такое случилось со мной, я бы мучился, скорбел, но никогда бы не убил другого человека.

— Ты говоришь ужасные вещи!

Вспомнился мне острый спор, когда-то имевший место в жизни. Тема пацифизма в моей голове всегда окрашивалась некой дикостью, ведь узнанные в детстве истории о советских партизанах, чьи жизни разбились о спасение Родины и защиту чести, просто не оставляли места для миротворческих разглагольствований; прятать голову в песок во время всеобщего хаоса казалось абсолютно немыслимым делом, а на знакомых, хвалившихся, мол, молчали во время армейской присяги, моментально ставилось клеймо труса. Вместе с тем до дрожи пробирали фразы «пушечное мясо» и «бабы еще нарожают», заставляющие вскипать от бессовестно обнаженного цинизма.  В Московском Губернском Театре состоялась премьера «Сердце матери» режиссера Анны Горушкиной по пьесе чешского классика Карела Чапека, подвергающая скальпелю все существующие героические мотивы.

Маленькое сыновье сердечко, казалось бы, еще недавно стучало в унисон с материнским, а теперь до неузнаваемости огрубело, пульсируя в кулаке судьбы, ведущей многие поколения мужчин на алтарь героизма и доблести. Этот жестокий кулак в одночасье сжимается до предела, и несбывшиеся мечты орошаются кровью, в которой захлебывается и безутешный плач миллионов матерей. Они подобно волчицам набрасываются на проклятую судьбу, но та лишь улыбается в облаке табачного дыма: «Это их выбор…».

e25cb296-ceb7-43a1-8322-613d38e86cf6-768x575

В спектакле один сын несчастной женщины отдает жизнь за научные исследования, другой – за рекорды, третий и четвертый – за политические движения, а пятый поспевает за старшими, едва сменив короткие смешные штанишки на пафосную форму. От игры Елены Дорониной наверняка вздрогнет даже самый закостенелый вояка — ее Мать своим наивно-любящим непониманием поддевает придуманный человеком слой героизма и срывает его с простой констатации смерти: почему именно она, тлетворная и безжалостная, ставится выше настоящего чуда рождения, почему факт пришествия нового человека не воспевается так же прекрасно, как его угасание? Монологи любящей жены и мамы на фоне родных, превратившихся в застывших между мирами призраков, впечатляют проскальзывающей иронией насчет все тех же высоких целей, причем для усиления эффекта она вложена и в мужские уста главы семейства (Александр Фролов), сына-врача Ондры (Евгений Гомоной), сына-летчика Иржи (Алексей Веретин) и сыновей-революционеров (Андрей Щеткин и Андрей Исаенков).

275e48b0-fa54-47f2-addc-87b338962cb2-768x575

Чаще всего точным смыслом наполнены высказывания, рожденные оголенным нервом, и «Сердце матери» ими богато. Выстраивая логические связи между «Всегда есть за что умереть, не так ли?» и «Если бы все думали о семье, не надо было бы никого побеждать», будто под воздействием двадцать пятого кадра начинаешь свято радеть за вторую цитату, но если бы все было так просто! Герои громят опровержениями свои же подвиги в 1938 году в оригинале Карела Чапека, делают то же самое в 2020 году в адаптации Анны Горушкиной, и лет через десять продолжат эту миссию под еще чьим-нибудь руководством. Людей не получится перевоспитать искусством: если убийца посмотрит трогательный спектакль, он убийцей быть не перестанет.

В широком понимании отменен рабский труд, женщины облачились в брюки; произошло немало всевозможных изменений, но не повсеместных, хотя достаточно глобальных. С войнами сложнее – люди уничтожали собратьев и братьев с ветхозаветных времен и никогда, вообще никогда не остановят эту костедробильную машину. Если мы отойдем от войны, которая, как и положено классическому произведению, не единственная несущая стена пьесы, то наткнемся на похожую преграду: внутреннее стремление человека к подвигу. Да, не у всех самоотверженный поступок оканчивается под аплодисменты смерти: кто-то летает в космос, кто-то возглавляет уникальные открытия мировой значимости – мертвый Ондра в спектакле тоже вздыхает об упущенном шансе в мирной медицине. Заурядные сыновья обычных женщин гробят себя в попытках установить мировые рекорды, выступить за дело правое, помочь своим вмешательством всему живому, но о многих подобных именах история даже не подозревает. Как несправедливо не окупается стремление к подвигам!

48570db3-46af-43aa-a7ec-363c6b605022-768x575

Сам Чапек в своей мужской пьесе считал, что гражданское и «простое» начало человека должны друг друга не исключать, а дополнять, но Анна Горушкина перестроила действие под женское миропонимание, привнеся в него больше надрывного гротеска, на который серьезно никак не прицепишь бравые лозунги. Мужское, женское – уместно ли вообще такое разделение в подобном случае? В основном, конечно, воют мужчины, двигая фигурами на шахматных досках политики, но они нередко сходят с ума на поле боя, бросаются под пули, дезертирствуют… А женщины, прекрасные создания для созидания, идут на врага с винтовкой, оставив детей далеко дома; в качестве примера можно вспомнить Гулю Королеву или же финал повести Бориса Васильева «Завтра была война», где героически погибли и дочь, и мать.

«Сердце матери» все-таки история немного иная, ведь в ней главная героиня из простого народа, среди которого летели года Чапека, и именно эту часть населения войны сметают жестче остальных. Слабое здоровье лишило писателя жизни буквально на пороге Второй Мировой войны,  а его пьеса стала предтечей безумия, без разбора стиравшего с лица Земли и матерей, и отцов, и сыновей, и дочерей… Его брат скончался от болезни в концлагере Берген-Бельзен, где в то же время погибли знаменитые сестры Франк. Наверное, в некоторые моменты все-таки не существует ни мужчин, ни женщин, а только миллионы частиц с отказанными тормозами, несущиеся в пропасть, уготованную им судьбой, из века в век покуривающей свою трубку и наигрывающую отчаянную песнь на струнах материнских душ.

После спектакля отчаянно захотелось, чтобы на Земле никого и ничего больше не существовало, кроме тихого уютного домика, любимого мужа и пятерых веселых сыновей.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
«Я у своих артистов хлеб не отнимаю»
20 июня 2024
Сергей Безруков — о натуралисте Станиславском и федеральном размахе Губернского театра ...
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре