«Меня расстреляли. Только не сердись, мама!»
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

«Меня расстреляли. Только не сердись, мама!»

16 Марта 2020
Мария Нестеренко, "Твой Центр"

8f32d8db-dc6e-44c1-bf70-ceb26e092bf7-870x400

— Если бы пришел враг и убил моих близких, я бы взяла оружие и пошла мстить.

— Ты говоришь ужасные вещи! Если бы такое случилось со мной, я бы мучился, скорбел, но никогда бы не убил другого человека.

— Ты говоришь ужасные вещи!

Вспомнился мне острый спор, когда-то имевший место в жизни. Тема пацифизма в моей голове всегда окрашивалась некой дикостью, ведь узнанные в детстве истории о советских партизанах, чьи жизни разбились о спасение Родины и защиту чести, просто не оставляли места для миротворческих разглагольствований; прятать голову в песок во время всеобщего хаоса казалось абсолютно немыслимым делом, а на знакомых, хвалившихся, мол, молчали во время армейской присяги, моментально ставилось клеймо труса. Вместе с тем до дрожи пробирали фразы «пушечное мясо» и «бабы еще нарожают», заставляющие вскипать от бессовестно обнаженного цинизма.  В Московском Губернском Театре состоялась премьера «Сердце матери» режиссера Анны Горушкиной по пьесе чешского классика Карела Чапека, подвергающая скальпелю все существующие героические мотивы.

Маленькое сыновье сердечко, казалось бы, еще недавно стучало в унисон с материнским, а теперь до неузнаваемости огрубело, пульсируя в кулаке судьбы, ведущей многие поколения мужчин на алтарь героизма и доблести. Этот жестокий кулак в одночасье сжимается до предела, и несбывшиеся мечты орошаются кровью, в которой захлебывается и безутешный плач миллионов матерей. Они подобно волчицам набрасываются на проклятую судьбу, но та лишь улыбается в облаке табачного дыма: «Это их выбор…».

e25cb296-ceb7-43a1-8322-613d38e86cf6-768x575

В спектакле один сын несчастной женщины отдает жизнь за научные исследования, другой – за рекорды, третий и четвертый – за политические движения, а пятый поспевает за старшими, едва сменив короткие смешные штанишки на пафосную форму. От игры Елены Дорониной наверняка вздрогнет даже самый закостенелый вояка — ее Мать своим наивно-любящим непониманием поддевает придуманный человеком слой героизма и срывает его с простой констатации смерти: почему именно она, тлетворная и безжалостная, ставится выше настоящего чуда рождения, почему факт пришествия нового человека не воспевается так же прекрасно, как его угасание? Монологи любящей жены и мамы на фоне родных, превратившихся в застывших между мирами призраков, впечатляют проскальзывающей иронией насчет все тех же высоких целей, причем для усиления эффекта она вложена и в мужские уста главы семейства (Александр Фролов), сына-врача Ондры (Евгений Гомоной), сына-летчика Иржи (Алексей Веретин) и сыновей-революционеров (Андрей Щеткин и Андрей Исаенков).

275e48b0-fa54-47f2-addc-87b338962cb2-768x575

Чаще всего точным смыслом наполнены высказывания, рожденные оголенным нервом, и «Сердце матери» ими богато. Выстраивая логические связи между «Всегда есть за что умереть, не так ли?» и «Если бы все думали о семье, не надо было бы никого побеждать», будто под воздействием двадцать пятого кадра начинаешь свято радеть за вторую цитату, но если бы все было так просто! Герои громят опровержениями свои же подвиги в 1938 году в оригинале Карела Чапека, делают то же самое в 2020 году в адаптации Анны Горушкиной, и лет через десять продолжат эту миссию под еще чьим-нибудь руководством. Людей не получится перевоспитать искусством: если убийца посмотрит трогательный спектакль, он убийцей быть не перестанет.

В широком понимании отменен рабский труд, женщины облачились в брюки; произошло немало всевозможных изменений, но не повсеместных, хотя достаточно глобальных. С войнами сложнее – люди уничтожали собратьев и братьев с ветхозаветных времен и никогда, вообще никогда не остановят эту костедробильную машину. Если мы отойдем от войны, которая, как и положено классическому произведению, не единственная несущая стена пьесы, то наткнемся на похожую преграду: внутреннее стремление человека к подвигу. Да, не у всех самоотверженный поступок оканчивается под аплодисменты смерти: кто-то летает в космос, кто-то возглавляет уникальные открытия мировой значимости – мертвый Ондра в спектакле тоже вздыхает об упущенном шансе в мирной медицине. Заурядные сыновья обычных женщин гробят себя в попытках установить мировые рекорды, выступить за дело правое, помочь своим вмешательством всему живому, но о многих подобных именах история даже не подозревает. Как несправедливо не окупается стремление к подвигам!

48570db3-46af-43aa-a7ec-363c6b605022-768x575

Сам Чапек в своей мужской пьесе считал, что гражданское и «простое» начало человека должны друг друга не исключать, а дополнять, но Анна Горушкина перестроила действие под женское миропонимание, привнеся в него больше надрывного гротеска, на который серьезно никак не прицепишь бравые лозунги. Мужское, женское – уместно ли вообще такое разделение в подобном случае? В основном, конечно, воют мужчины, двигая фигурами на шахматных досках политики, но они нередко сходят с ума на поле боя, бросаются под пули, дезертирствуют… А женщины, прекрасные создания для созидания, идут на врага с винтовкой, оставив детей далеко дома; в качестве примера можно вспомнить Гулю Королеву или же финал повести Бориса Васильева «Завтра была война», где героически погибли и дочь, и мать.

«Сердце матери» все-таки история немного иная, ведь в ней главная героиня из простого народа, среди которого летели года Чапека, и именно эту часть населения войны сметают жестче остальных. Слабое здоровье лишило писателя жизни буквально на пороге Второй Мировой войны,  а его пьеса стала предтечей безумия, без разбора стиравшего с лица Земли и матерей, и отцов, и сыновей, и дочерей… Его брат скончался от болезни в концлагере Берген-Бельзен, где в то же время погибли знаменитые сестры Франк. Наверное, в некоторые моменты все-таки не существует ни мужчин, ни женщин, а только миллионы частиц с отказанными тормозами, несущиеся в пропасть, уготованную им судьбой, из века в век покуривающей свою трубку и наигрывающую отчаянную песнь на струнах материнских душ.

После спектакля отчаянно захотелось, чтобы на Земле никого и ничего больше не существовало, кроме тихого уютного домика, любимого мужа и пятерых веселых сыновей.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Весна
По рассказам Михаила Задорнова
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
16+
Скамейка
Эксцентрическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа, без антракта
Подробнее
18+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Сергей Безруков: «Мы за театр, где режиссер растворяется в актере»
25 Мая 2021
Худрук Московского Губернского театра рассказал о фестивале «Фабрика Станиславского» и...
Вместо психотерапевта – театр!
25 Мая 2021
Возглавив в 2014 г. Московский Губернский театр, Сергей БЕЗРУКОВ понимал, какой театр...
АНТОН ХАБАРОВ: «НЕ ЛЮБЛЮ ДИПЛОМАТИЮ В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ»
22 Мая 2021
Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков говорит, что идеальной...
В МГТ поделились планами на Большой детский фестиваль
11 Мая 2021
Фото: Денис Трудников Только в ноябре были подведены итоги III Международного...
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Премьеру "Безымянной звезды" МГТ покажет осенью
08 Апреля 2021
МОСКВА, 8 апр - Пресс-служба Московского Губернского театра. Московский Губернский театр...
Галина Бокашевская: “Приглашение Безрукова восприняла как розыгрыш”
08 Апреля 2021
Недавно в московском Доме кино прошёл юбилейный вечер заслуженной артистки России...
В Московском Губернском театре представят свою версию «Безымянной звезды»
07 Апреля 2021
Ранее пьесу Михаила Себастьяна адаптировали в виде фильма с Анастасией Вертинской и...
Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
05 Апреля 2021
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре