«Меня расстреляли. Только не сердись, мама!»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Меня расстреляли. Только не сердись, мама!»

16 Марта 2020
Мария Нестеренко, "Твой Центр"

8f32d8db-dc6e-44c1-bf70-ceb26e092bf7-870x400

— Если бы пришел враг и убил моих близких, я бы взяла оружие и пошла мстить.

— Ты говоришь ужасные вещи! Если бы такое случилось со мной, я бы мучился, скорбел, но никогда бы не убил другого человека.

— Ты говоришь ужасные вещи!

Вспомнился мне острый спор, когда-то имевший место в жизни. Тема пацифизма в моей голове всегда окрашивалась некой дикостью, ведь узнанные в детстве истории о советских партизанах, чьи жизни разбились о спасение Родины и защиту чести, просто не оставляли места для миротворческих разглагольствований; прятать голову в песок во время всеобщего хаоса казалось абсолютно немыслимым делом, а на знакомых, хвалившихся, мол, молчали во время армейской присяги, моментально ставилось клеймо труса. Вместе с тем до дрожи пробирали фразы «пушечное мясо» и «бабы еще нарожают», заставляющие вскипать от бессовестно обнаженного цинизма.  В Московском Губернском Театре состоялась премьера «Сердце матери» режиссера Анны Горушкиной по пьесе чешского классика Карела Чапека, подвергающая скальпелю все существующие героические мотивы.

Маленькое сыновье сердечко, казалось бы, еще недавно стучало в унисон с материнским, а теперь до неузнаваемости огрубело, пульсируя в кулаке судьбы, ведущей многие поколения мужчин на алтарь героизма и доблести. Этот жестокий кулак в одночасье сжимается до предела, и несбывшиеся мечты орошаются кровью, в которой захлебывается и безутешный плач миллионов матерей. Они подобно волчицам набрасываются на проклятую судьбу, но та лишь улыбается в облаке табачного дыма: «Это их выбор…».

e25cb296-ceb7-43a1-8322-613d38e86cf6-768x575

В спектакле один сын несчастной женщины отдает жизнь за научные исследования, другой – за рекорды, третий и четвертый – за политические движения, а пятый поспевает за старшими, едва сменив короткие смешные штанишки на пафосную форму. От игры Елены Дорониной наверняка вздрогнет даже самый закостенелый вояка — ее Мать своим наивно-любящим непониманием поддевает придуманный человеком слой героизма и срывает его с простой констатации смерти: почему именно она, тлетворная и безжалостная, ставится выше настоящего чуда рождения, почему факт пришествия нового человека не воспевается так же прекрасно, как его угасание? Монологи любящей жены и мамы на фоне родных, превратившихся в застывших между мирами призраков, впечатляют проскальзывающей иронией насчет все тех же высоких целей, причем для усиления эффекта она вложена и в мужские уста главы семейства (Александр Фролов), сына-врача Ондры (Евгений Гомоной), сына-летчика Иржи (Алексей Веретин) и сыновей-революционеров (Андрей Щеткин и Андрей Исаенков).

275e48b0-fa54-47f2-addc-87b338962cb2-768x575

Чаще всего точным смыслом наполнены высказывания, рожденные оголенным нервом, и «Сердце матери» ими богато. Выстраивая логические связи между «Всегда есть за что умереть, не так ли?» и «Если бы все думали о семье, не надо было бы никого побеждать», будто под воздействием двадцать пятого кадра начинаешь свято радеть за вторую цитату, но если бы все было так просто! Герои громят опровержениями свои же подвиги в 1938 году в оригинале Карела Чапека, делают то же самое в 2020 году в адаптации Анны Горушкиной, и лет через десять продолжат эту миссию под еще чьим-нибудь руководством. Людей не получится перевоспитать искусством: если убийца посмотрит трогательный спектакль, он убийцей быть не перестанет.

В широком понимании отменен рабский труд, женщины облачились в брюки; произошло немало всевозможных изменений, но не повсеместных, хотя достаточно глобальных. С войнами сложнее – люди уничтожали собратьев и братьев с ветхозаветных времен и никогда, вообще никогда не остановят эту костедробильную машину. Если мы отойдем от войны, которая, как и положено классическому произведению, не единственная несущая стена пьесы, то наткнемся на похожую преграду: внутреннее стремление человека к подвигу. Да, не у всех самоотверженный поступок оканчивается под аплодисменты смерти: кто-то летает в космос, кто-то возглавляет уникальные открытия мировой значимости – мертвый Ондра в спектакле тоже вздыхает об упущенном шансе в мирной медицине. Заурядные сыновья обычных женщин гробят себя в попытках установить мировые рекорды, выступить за дело правое, помочь своим вмешательством всему живому, но о многих подобных именах история даже не подозревает. Как несправедливо не окупается стремление к подвигам!

48570db3-46af-43aa-a7ec-363c6b605022-768x575

Сам Чапек в своей мужской пьесе считал, что гражданское и «простое» начало человека должны друг друга не исключать, а дополнять, но Анна Горушкина перестроила действие под женское миропонимание, привнеся в него больше надрывного гротеска, на который серьезно никак не прицепишь бравые лозунги. Мужское, женское – уместно ли вообще такое разделение в подобном случае? В основном, конечно, воют мужчины, двигая фигурами на шахматных досках политики, но они нередко сходят с ума на поле боя, бросаются под пули, дезертирствуют… А женщины, прекрасные создания для созидания, идут на врага с винтовкой, оставив детей далеко дома; в качестве примера можно вспомнить Гулю Королеву или же финал повести Бориса Васильева «Завтра была война», где героически погибли и дочь, и мать.

«Сердце матери» все-таки история немного иная, ведь в ней главная героиня из простого народа, среди которого летели года Чапека, и именно эту часть населения войны сметают жестче остальных. Слабое здоровье лишило писателя жизни буквально на пороге Второй Мировой войны,  а его пьеса стала предтечей безумия, без разбора стиравшего с лица Земли и матерей, и отцов, и сыновей, и дочерей… Его брат скончался от болезни в концлагере Берген-Бельзен, где в то же время погибли знаменитые сестры Франк. Наверное, в некоторые моменты все-таки не существует ни мужчин, ни женщин, а только миллионы частиц с отказанными тормозами, несущиеся в пропасть, уготованную им судьбой, из века в век покуривающей свою трубку и наигрывающую отчаянную песнь на струнах материнских душ.

После спектакля отчаянно захотелось, чтобы на Земле никого и ничего больше не существовало, кроме тихого уютного домика, любимого мужа и пятерых веселых сыновей.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа, один антракт
Подробнее
6+
Аленький цветочек
По мотивам сказки С. Аксакова
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Прекрасное Далёко
Фантазия в двух частях
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
«Фабричный» праздник театра
21 Июня 2022
Сергей Безруков подвел итоги масштабного фестиваля, завершившегося в Москве ...
Сергей Безруков сыграл дядю Ваню на сцене челябинского театра
09 Июня 2022
В понедельник, 6 июня, в Челябинском театре оперы и балета состоялся спектакль «Дядя...
Сергей Безруков представил свой спектакль
09 Июня 2022
Чехов зазвучал по-новому. На челябинской сцене Сергей Безруков представил свой спектакль...
«ДЯДЯ ВАНЯ» МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА – В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
08 Июня 2022
В постановка исполнитель главной роли Сергей Безруков раскрывается ещё и как режиссёр и...
Сергей Безруков сыграл Дядю Ваню в Челябинске
07 Июня 2022
На сцене челябинского театра оперы и балета 6 июня прошел спектакль «Дядя Ваня»...
Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского
02 Июня 2022
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов» В эти дни в Московском губернском театре...
Сергей Безруков: нет ничего востребованнее в театре, чем жизнь человеческого духа
01 Июня 2022
В начале июня стартует Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского",...
«Гори, сияй, моя звезда!»: Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля «Чужие берега»
31 Мая 2022
Московский Губернский театр продолжает радовать публику многогранными спектаклями в...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
31 Мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
В Губернском театре представили поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
30 Мая 2022
Отбывающие пассажиры и провожающие, которые так и не решились покинуть родину после...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
30 Мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
«ЧУЖИЕ БЕРЕГА» — ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА (12+)
29 Мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского театра,...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Московском Губернском театре
29 Мая 2022
Новая постановка обращает зрителя к истории ХХ века и богатейшему наследию русской...
"Чужие берега, полные слез": в Московском Губернском театре прошла премьера поэтического спектакля
29 Мая 2022
Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"....
Московский губернский театр поставил поэтический спектакль "Чужие берега"
29 Мая 2022
В 1933-ем году произошло событие исключительное, Нобелевскую премию по литературе...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
28 Мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Губернском театре
28 Мая 2022
В Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега»,...
Губернский театр представит премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"
28 Мая 2022
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. В Московском Губернском театре в субботу состоится премьера...
Безруков рассказал подробности режиссерской постановки спектакля «Чужие берега»
27 Мая 2022
РИАМО - 27 мая. Второго июня open-air версия спектакля «Чужие берега. Противостояние»...
В Губернском театре состоялась премьера спектакля «Чужие берега»
27 Мая 2022
РИАМО - 27 мая. Премьера поэтического спектакля «Чужие берега» прошла в Московском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре