«Мне было интересно заглянуть в разум человека, который сходит с ума»
Министерство Культуры Московской Области
пушкинская карта

Касса: +7(939) 846-50-03+7(495) 378-65-75

ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных НЕ РАБОТАЕТ с 1 по 31 июля

Пресса
Московского
губернского
театра

«Мне было интересно заглянуть в разум человека, который сходит с ума»

23 сентября 2015
Николай Корнацкий, «Известия», 23.09.2015.

Актер и режиссер Сергей Безруков – о своей постановке «Сон разума» по гоголевским «Запискам сумасшедшего»

izv
Фото Анны Исаковой

Московский губернский театр под руководством Сергея Безрукова открыл третий сезон. Несмотря на стахановские темпы прошлого года, в этом году театр запланировал шесть новых спектаклей. Среди них музыкальная сказка «Маленький принц» – Сергей Безруков прочтет притчу Экзюпери под музыку французских композиторов в исполнении Губернаторского оркестра Московской области. А также – «Слон» по пьесе Александра Копкова, «Урожай» белорусского драматурга Павла Пряжко, «Укрощение строптивой» с Михаилом Пореченковым, «Вид с моста» американца Артура Миллера. Борис Галкин сыграет в «Веселом солдате» по повести Виктора Астафьева. В конце сезона к работе приступит известный болгарский режиссер Александр Морфов, но какой материал – пока не разглашается.

Первым огонь на себя вызвал сам худрук – 26 и 27 сентября состоится премьера спектакля «Сон разума» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». Корреспондент «Известий» встретился с Сергеем Безруковым, который вновь взял на себя постановку и сыграл в ней главную роль – мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина.

– Кризис на себе как-то ощущаете?

– Как правило, когда в экономике случаются проблемы, когда кризис и санкции, то в первую очередь все это сказывается на нас, деятелях культуры. А мне кажется, культура – это первое, на что нужно обращать внимание даже в кризис. Без нее невозможно ничем заниматься всерьез – ни политикой, ни экономикой. Почему у нас с дорогами непорядок? Если пройти по цепочке до самой сути всех проблем, все упирается в культуру. Человек начитанный, который ходит в театр, смотрит хорошее кино, он, как правило, и специалист хороший.

– В вашем спектакле по «Запискам сумасшедшего» вы останетесь верны тексту? Мы увидим на сцене картину медленного угасания личности?

– Мне не хотелось бытового сумасшествия. В свое время я играл спектакль «Псих» в «Табакерке», где герой постепенно, заикаясь, ломаясь, на глазах терял рассудок и выходил из лечебницы уже недочеловеком. Здесь этого не будет. Мне было интересно заглянуть в сознание человека, который сходит с ума. Кроме того, я хотел бы оставить у зрителя надежду. Не задавить проблемой, а дать взлететь, поэтому я ушел от быта в жанр фантасмагории. Мебель у нас будет оживать и даже говорить, знаменитый батистовый платок («амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством») будет летать по залу, и вы не поймете, как это делается. За последнее – спасибо великолепному мастеру иллюзий Вадиму Савенкову. Кроме того, мы пригласили помочь лучшие силы Цирка на Цветном – значительная часть действия в спектакле будет происходить на высоте.

Мне очень интересен мой герой – мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин, зажатый, закомплексованный, черепаха в мешке, сродни чеховскому человеку в футляре. Маленький человек, который боится поднять голову, изредка выглядывает наружу, чтобы потом опять уйти в себя. И только во сне он может проявить свою страсть, любовь, взбунтоваться, в конце концов, против всех этих высокопоставленных особ.

В спектакле будет много страшного, куда без этого. Гоголь редко обходился без мистики. Несмотря на переложение, самого Гоголя у нас будет много, вплоть до небольших деталей. Например, один из героев будет есть спагетти из цилиндра. Эффектно? Да. А кроме того, отсылает к самому писателю, который спагетти обожал.

Получается, готовите новый блокбастер?

– Как я не люблю это слово! Но пока никак не могу придумать, чем его заменить. Но да, это новый блокбастер, большой, сложнопостановочный спектакль Губернского театра.

– Вы специально решили поставить спектакль о сне разума именно сейчас, когда разве что ленивый не констатирует кризис принципов и логических оснований?

– Спектакль вполне созвучен нашему времени, когда эмоции преобладают, а разум спит. И так хочется, чтобы мы все взяли и «включили» разум наконец. Во сне приходится бороться с чудовищами, тратить силы, а нужно-то всего – только проснуться, чтобы противник исчез. У Гойи есть знаменитый офорт «Сон разума», который сам же художник сопроводил пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

– Репертуар Московского губернского театра не перестает удивлять. Наверное, нет больше театра, где могли бы уживаться вместе Михаил Задорнов и один из лидеров «новой драмы» Павел Пряжко.

– У нас все зависит от конкретного произведения. Я всегда ратовал за человеческий театр. А человек есть и у Задорнова, и у Пряжко, и у Астафьева, и у Слаповского, и у Гоголя. «Весна» Задорнова, которую мы ставили в прошлом году, – это трепетное ощущение уходящей молодости, пребывающей в мире иллюзий и грез, когда вместо того, чтобы подойти познакомиться с девушкой, легче пройти мимо и жалеть о несбывшемся. Или «Веселый солдат» Астафьева, жесткая проза о военной правде – там тоже про судьбу человека. И Астафьев имеет право на эту жесткость, он сам прошел войну, и так, как он говорит о ней, не говорит никто. Мне не терпится увидеть Бориса Галкина в этом спектакле.

Мне интересно и студенческое хулиганство по мотивам бессмертного произведения «Укрощение строптивой» Вильяма Шекспира. Михаил Пореченков больше всех моих знакомых артистов подходит на роль Петруччо в таком спектакле. В нем чувствуется сила и мужская харизма, а также необходимая нам актерская школа. Боря Бирман придумал очень интересную инсценировку, где будет широкое поле для импровизации и буффонады, что-то в стилистике шекспировского театра «Глобус» и площадного театра одновременно. Будет живая музыка, настоящие зонги. Наши актрисы Валерия Ланская и Вера Шпак, которые сыграют Беатриче, помимо прочего, еще и прекрасно поют, и в первый раз запоет на сцене Михаил Пореченков. Прежде он постоянно отказывался, но вот пришло время.

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – и это мне тоже интересно. Потому что это очень хорошая литература прежде всего. Я люблю читать со сцены, мне кажется важным, чтобы слово не пропадало, а продолжало жить на сцене.

Словом, мы много чего себе наметили. Планы у нас космические, но постараемся все осуществить. Кроме того, мы не просто театр, а центр развития театрального искусства, поэтому кроме спектаклей думаем о своей студии, о курсах повышения квалификации. Поклонников театра с каждым спектаклем становится больше. Зал у нас уютный – мне лично приятно здесь работать. Труппу переполняет азарт, в театре собрались люди, которые любят много работать. Поэтому, все должно получиться.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
«Я у своих артистов хлеб не отнимаю»
20 июня 2024
Сергей Безруков — о натуралисте Станиславском и федеральном размахе Губернского театра ...
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре