В минувшие выходные Московский Губернский театр представил возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты», который с успехом шел в репертуаре Театра Олега Табакова почти 17 лет (1997 - 2014).
Постановки мастера были, прежде всего, «актерскими спектаклями», где в точном, ясном режиссерском рисунке раскрывались и замысел автора, и талант артистов. «Мудрец» полюбился зрителям благодаря прекрасному актерскому ансамблю, который ярко, искрометно, с наслаждением исследовал хитросплетения комедии Островского.
Роль Глумова в постановке исполнял один из самых знаменитых учеников Табакова – Сергей Безруков. Он сыграл в этом спектакле более 200 раз - от премьеры до финального показа. Причем весь последний сезон (2013-2014) "Мудреца" играли на сцене Московского Губернского театра, который Сергей Безруков возглавил в 2013 году. По сути, это был по-отечески благословляющий жест мэтра, который решил поддержать своего ученика: Табаков перевез свой легендарный спектакль на безвестную сцену в Кузьминках, и лично присутствовал на спектакле, когда он впервые был сыгран на сцене МГТ 2 июня 2013 года.
Спустя годы в память о своем Учителе Сергей Безруков решил восстановить этот спектакль Табакова в авторском рисунке, в сценографии Боровского, но уже с артистами Губернского театра. Роль Глумова в премьерных спектаклях исполнил талантливый юный ученик Табакова - Денис Нурулин, выпускник последнего курса Мастера в его Театральной Школе. Роль Клеопатры Львовны Мамаевой исполнила Анна Снаткина.
Егор Дмитриевич Глумов - молодой дворянин из обедневшей семьи. Он талантлив, умен, образован и чертовски хорош собой, но все эти качества ничего не значат, если нет денег.
Понимая, что честным путем успешную карьеру сделать невозможно, Глумов решается на хитроумную интригу, а каждый свой шаг, каждое событие записывает в дневник. Используя слабости влиятельного дядюшки и его окружения, Глумов стремительно приближается к своей цели. Но, окрыленный успехами, он забывает, что и у него есть одна слабость, из-за которой можно в одночасье лишиться всего достигнутого.
Сергей Безруков о спектакле:
"Эта премьера мне очень дорога. Роль Глумова – одна из моих любимых работ в «Табакерке», я играл в этом спектакле почти 17 лет. Более того, когда я стал художественным руководителем Губернского театра, мы целый сезон играли «Мудреца» на этой сцене, и Олег Павлович Табаков, режиссер-постановщик этого спектакля, сидел в ложе и смотрел. И теперь мы восстанавливаем этот спектакль с артистами Губернского театра.
Мы восстанавливаем спектакль в точности, каким он был. Мизансцены, костюмы, декорации, и, конечно же, трактовка персонажей и замысел постановки в целом – все, как задумывал Олег Павлович. В какой-то степени это моя ностальгия по «Табакерке», по тому времени, когда мы репетировали и играли этот спектакль нашим замечательным актерским составом. Михаил Хомяков, Ольга Блок-Миримская, Марина Зудина,Олег Киндинов, – все были настолько хороши, и сама постановка, безусловно, была по-своему уникальной. В этой пьесе Островского потрясающие характеры, очень сочные персонажи, играть которых сплошное удовольствие. И мне хотелось, чтобы, играя в этом спектакле, артисты Губернского театр заново открыли для себя мир Островского. Островский – великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. Молодой человек решил сделать карьеру. Да у нас с вами таких – вся страна!
В роли Глумова – Денис Нурулин, выпускник Школы Табакова, эта преемственность для меня очень важна. Ему 22 года, он играет своего ровесника. Я начинал играть Глумова примерно в этом же возрасте, мне было 23. Анна Снаткина будет играть роль Мамаевой - до нее эту роль играла Марина Зудина.
Роль Глумова – подарок для артиста, эта роль – практически бенефисная. Он постоянно меняется от сцены к сцене: как говорил Олег Павлович, роль Глумова – это совершенно фантастическая смена скоростей. В одной сцене он глупый племянник, следом, сразу –прагматичный молодой человек, тут же через секунду –страстный любовник, через пару сцен он –карьерист и чиновник. Но при этом он еще не утратил искренности, он еще не прожженный циник, и это очень важно было для Табакова. Это история увлекающегося человека. Он презирает это общество, и пишет об этом в своем дневнике. Дневник - его единственный друг. И в этом его увлеченность, его романтизм. Тема этой пьесы очень современна, она дает возможность молодежи рассмотреть и такой вариант жизненного пути. Насколько возможно остаться человеком во всех этих реалиях и законах общества?
Я хотел передать дух Табаковского спектакля. Как будто это одна и та же постановка, просто другой состав исполнителей. Рисунок ролей прежний, мизансцены, декорации, костюмы – все как в прежнем спектакле. А свою любимую роль передал «по наследству» ученику Табакова – Денису Нурулину. Мне хотелось добиться того, чтобы в спектакле была видна режиссура Олега Павловича, которая останется с нами в Губернском театре, теперь уже навсегда."
Денис Нурулин,
исполнитель роли Глумова:
"Ради этой роли я отказался от съемок в 16-серийном сериале. Я ученик Табакова, и этот спектакль – дань мастеру, Олегу Павловичу, это память о нем.
Я смотрел этот спектакль много раз: во время репетиций пересматривал эту постановку в видеозаписи, но видел спектакль и «вживую» здесь, в Губернском театре, когда учился на первом курсе у Олега Павловича Табакова. Я смотрел из третьего яруса стоя, потому что мест не было. И конечно, тогда даже представить не мог, что я буду играть здесь, на этой сцене, эту роль. Это настоящее чудо, шанс, за который я очень благодарен Сергею Витальевичу. Конечно, я понимаю, что мою работу будут сравнивать с тем, как играл Глумова Сергей Витальевич Безруков, но что же поделать, это ожидаемо. Пусть сравнивают, я просто буду делать свою работу."
Анна Снаткина,
исполнительница роли Мамаевой:
"Я ходила на этот спектакль, будучи еще совсем молоденькой девчонкой. Мне очень нравилось, что Островский там звучал очень современно. В привычном понимании Островский – это классика, нечто статичное, застывшее, а там я увидела очень современных молодых людей, которые играют не только о прошлом, но и о настоящем. Островский как мне кажется – это чисто актерский автор, здесь ни за чем не спрячешься. И то, что он писал, актуально и сейчас. У нас была задача полностью перенести спектакль Табакова на сцену Губернского театра, поэтому мы строго придерживались рисунка, который задан, мы все же занимались восстановлением спектакля в память об Олеге Павловиче Табакове. Но поскольку каждый артист индивидуален, мы, как мне кажется, каждый все равно привнесли что-то свое.
Для меня эта первая большая театральная премьера. Не ввод, или когда ты что-то делаешь наспех, а премьера в настоящем репертуарном театре, с большой ролью, – это у меня в первый раз. Мне было очень интересно наблюдать за процессом: как работает эта огромная постановочная машина, как ты становишься ее частью, распределяешься, как что-то получается, что-то не получается. И, конечно, огромное счастье от премьеры. Если ты работаешь по-честному, не думая о том, как на тебя среагирует зритель, - тогда и все репризы, гэги становятся смешными, и только тогда ты цепляешь зрителя."