2 и 3 декабря Московский Губернский театр представил свою версию самой известной пьесы А.Чехова
«Вишневый сад». Режиссер-постановщик –
Сергей Безруков. В роли Лопахина –
Антон Хабаров, Раневская –
Карина Андоленко, Гаева сыграл
Александр Тютин.
Среди гостей на премьере побывали министр культуры Московской области Оксана Косарева, режиссер Александр Адабашьян, актер и режиссер Сергей Пускепалис, балетмейстер Сергей Филин, композитор Максим Дунаевский, фигуристы Роман Костомаров, Оксана Домнина, Илья Авербух, актеры Александр Олешко, Борис Галкин, Катерина Шпица, Евгения Крегжде, Илья Малаков, журналист и телеведущий Вадим Верник, художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев и многие другие.
Написанная в 1903 году, на сломе эпох, чеховская пьеса и сегодня современна. В постановке театра на первый план выходит личная драма Лопахина. История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской. О любви, которую ему придется выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше. Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина.
Сергей Безруков, режиссер-постановщик:
«Лопахина у нас играет Антон Хабаров – в нем есть и сила, и ранимость. У нас эта история - о безумной, страстной любви. Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать. Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, - и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь и стремился стать достойным ее. Мне кажется, что с Антоном Хабаровым мы вернулись к первоначальному образу Лопахина, каким его написал Антон Павлович Чехов. Ермолай Лопахин - это не горлопан-мужик, а интеллигентный человек, он чувственный и харизматичный, он на 100% мужчина, как и Антон Хабаров, и он очень искренний, он любит платонически, как должен любить мужчина, по-настоящему любить».
Известно, что Чехов мечтал о том, чтобы первым исполнителем роли Ермолая Лопахина стал сам Константин Сергеевич Станиславский – этот персонаж виделся ему тонким, ранимым, интеллигентным, несмотря на низкое происхождение.
«Мы оттолкнулись от писем Чехова, - говорит исполнитель главной роли Лопахина Антон Хабаров, -
каким Чехов хотел видеть своего героя, ему хотелось, чтоб эту роль сыграл Станиславский. Когда мы работали над спектаклем то нашли много параллелей между Чеховым и Лопахиным. У Лопахина был отец-тиран, который бил его палкой, причем до крови. Чехова отец тоже бил палкой, он был крепостным».
Необычным в спектакле Сергея Безрукова стал и образ Раневской. Режиссер «вернулся» к возрасту героини, который обозначен автором – Любови Андреевне 35 лет, она молодая женщина, полная страстей.
«У меня очень трагичный персонаж, - говорит исполнительница роли Раневской Карина Андоленко. -
Человек, который пережил много потерь и потерял веру, начинает совершать тысячи нелепых поступков. Она понимает, что ее используют, что ее не любят так, как ей хотелось бы, но при этом в ее душе остался человек. Поэтому она не тащит Лопахина в этот омут, а говорит ему, что он достоин настоящей чистой любви, которую ему Раневская дать уже не может. Этот спектакль о несовпадении любви, и это трагедия».
Рядом с безответной любовью главного героя разворачиваются личные драмы почти у всех героев пьесы. Безответно любят Епиходов, Шарлотта Ивановна, Варя – все персонажи, которые способны по-настоящему любить.
Чеховская тема уходящей эпохи и неизбежной утраты ценностей прошлого звучит в постановке не менее ясно и пронзительно. Знаменитый вишневый сад в спектакле не только обрел вполне зримый образ – по ходу действия он цветет, увядает, а в финале буквально исчезает с лица земли. Вишневый сад по замыслу режиссера стал полноправным действующим лицом спектакля:
«Кроме Лопахина важным персонажем здесь является природа. Действие пьесы происходит на ее фоне, в вишневом саду, - говорит режиссер Сергей Безруков. -
При том, что театр - это дело весьма условное, мне все же кажется, что сегодняшний зритель немного подустал от разгадывания ребусов, неких конструкций на сцене, пытаясь понять, что именно они обозначают. Зритель соскучился по классическому театру. Чехов уделяет много внимания описанию места действия: и Гаев говорит о природе, и у Лопахина целый монолог: «Господи, ты дал нам громадные леса, глубочайшие горизонты, и находясь здесь, мы сами должны быть по-настоящему великанами...» Мне было важно показать спектакль о гибели некогда прекрасной цивилизации. О том, как на фоне великолепной природы эти красивые люди сами себя уничтожают своим бездействием, утопая в пороках, утопая в собственной внутренней грязи».
В финале спектакля, на фоне вырванного с корнем вишневого сада, в дымной пустоте обнаженной сцены остается наедине со старым игрушечным домиком одинокий Фирс. Но режиссер оставляет зрителю надежду: на поклоны все актеры выходят с маленьким побегом вишневого дерева, а значит новому вишневому саду – быть!
Благодарим нашего партнера, компанию «Вишневый СадЪ» за создание уютной, потрясающей атмосферы усадьбы в нашем фойе!
Следующие премьерные показы "Вишневого сада" состоятся 29 декабря и 30 января.