Касса: +7(939) 846-50-03, +7(495) 378-65-75
ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных
Вампиловская история о том, как незнакомый молодой человек, студент медицинского института Владимир Бусыгин за один день становится членом семьи Сарафановых, по сей день остается востребованной у режиссеров. В одной только Москве можно посмотреть девять «Старших сыновей». Несмотря на то что за 35 лет жизни драматург написал только четыре полноценные пьесы, его называли советским Чеховым.
Но большую славу — увы, посмертную — ему принес одноименный фильм Виталия Мельникова, который собрал звездный актерский состав из Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Наталии Егоровой и Светланы Крючковой.
Теперь «Старший сын» появился и у Московского Губернского театра. Им художественный руководитель Сергей Безруков и режиссер постановки Григорий Лифанов дали старт 13-му сезону.
— Я очень рад, что в нашем репертуаре появится этот необыкновенно нежный, трогательный и одновременно смешной спектакль. Сейчас такое время, когда всем не хватает теплоты, искренности, открытости. И эта история возвращает нас к простым, чистым чувствам и отношениям, которые мы подрастеряли, — сказал Безруков.
Сам Вампилов назвал пьесу комедией, но, несмотря на юмористическое начало, зритель довольно быстро понимает, что перед ним пронизанная лиризмом и легкой грустью история.
На сцене — схематичные декорации провинциального вокзала. Со стороны левой кулисы — красная телефонная будка с облупленной краской и выбитыми окнами, с противоположной — такая же обшарпанная скамейка. В этой узнаваемой большинству россиян обстановке появляются два залетных молодца: Бусыгин (Артем Губин) и Сильва (Кирилл Новышев).
После душевного вечера в компании очаровательных девушек они страстно рассчитывали продолжить общение за чашкой чая, но вместо этого оказались на улице. Последняя электричка давно ушла, а перспектива замерзнуть на пустынном вокзале становилась всё реальнее.
Тогда приятели решают просить ночлега в соседних домах. После череды отказов одному из них приходит мысль сменить тактику и прикинуться внебрачным отпрыском некого Сарафанова (Леонид Громов), который в одиночку воспитывает дочь Нину (Диана Егорова) и сына Васеньку (Даниил Вершинин). Тот неожиданно для всех героев истории с распростертыми объятиями принимает еще одного наследника.
Леонид Громов — актер с большим профессиональным багажом в кино — с молодецким задором взялся за образ Сарафанова. Да, он — неудачный музыкант, вынужденный играть на похоронах. Да, он — не самый способный композитор, который последние десять лет сочиняет то ли ораторию, то ли кантату, но так и не может заполнить нотами больше одного листа.
Перед премьерой Громов признался, что ему повезло с режиссером и партнерами. Оттого и репетиции проходили легко, с любовью, в атмосфере смеха и дружеских шуток.
Это семейная атмосфера чувствуется и в зрительном зале. Если до спектакля в памяти всплывали образы из киноверсии, то после первых мизансцен сравнения исчезают. Зритель забывает и про Леонова, и про совсем молодого Боярского, и про Караченцова, которого публика узнала именно после этого фильма.
Режиссер Григорий Лифанов не боится быть академичным, слегка несовременным. Он не стремится вытащить из вампиловского текста иные смыслы и провести параллели с современным веком. В его работе чувствуется искреннее уважение к автору, его произведению и бесконечная любовь к героям.
Отдельного внимания заслуживает сценография Дмитрия Разумова. Основные события спектакля происходят в квартире Сарафанова, которая по праву становится одним из действующих лиц. Любой выходец из СССР узнает и настенный ковер с оленями, и однотипный торшер, и жесткую кушетку с зеленой обивкой, и чайный сервиз в красно-белый горох.
«Ой, точно такой ковер висел у моей мамы», — шепчет одна зрительница. «А такое трюмо мы только на прошлой неделе перевезли к себе на дачу», — отвечает ей соседка.
Удачны режиссерские находки во время смены мизансцен. Нередко осветители просто глушат свет, пока работники сцены двигают декорации для следующего выхода артистов. Но здесь в такие моменты опускался специальный экран с узнаваемой советской мозаикой, и на его фоне появлялись две девушки — те самые, которые отказали Бусыгину с Сильвой в тепле и уюте. На пару минут они цепляли внимание зрителей короткими этюдами, пока за их спинами шла подготовка к новой сцене.
Спектакль смотрится на одном дыхании. У каждого актера образ продуман с точностью до поворота головы. И это при высоком темпе действия! В спектакле находится место как для отточенной «стрельбы» репликами, так и для пантомим у окна, застолий под гитару и яркого появления Алексея Веретина в роли чрезмерно пунктуального летчика и по совместительству непутевого жениха Нины.
Драматургия Вампилова в уважительном обрамлении Григория Лифанова производит заслуженный эффект на зрителей. Легкомысленный обман оборачивается слезами счастья, хоть и оставляет толику светлой печали.