Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»

20 сентября 2025
Иветта Невинная, Известия
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова.

Ночь, улица, фонарь, два друга — Бусыгин и Сильва — попадают в дом. Один роднится с хозяином с перепуга и предстает пред ним забытым сыном. С такой нехитрой преамбулы начинается одна из самых знаменитых пьес советского периода — «Старший сын» Александра Вампилова. Теперь удивительная история о том, как случайный человек становится своим в чужой семье, обрела место в Губернском театре под руководством Сергея Безрукова. В роли Сарафанова — актер театра и кино Леонид Громов, для которого этот сезон стал первым в составе труппы.

Комедия со слезами на глазах

Вампиловская история о том, как незнакомый молодой человек, студент медицинского института Владимир Бусыгин за один день становится членом семьи Сарафановых, по сей день остается востребованной у режиссеров. В одной только Москве можно посмотреть девять «Старших сыновей». Несмотря на то что за 35 лет жизни драматург написал только четыре полноценные пьесы, его называли советским Чеховым.

Но большую славу — увы, посмертную — ему принес одноименный фильм Виталия Мельникова, который собрал звездный актерский состав из Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского, Наталии Егоровой и Светланы Крючковой.

Теперь «Старший сын» появился и у Московского Губернского театра. Им художественный руководитель Сергей Безруков и режиссер постановки Григорий Лифанов дали старт 13-му сезону.

— Я очень рад, что в нашем репертуаре появится этот необыкновенно нежный, трогательный и одновременно смешной спектакль. Сейчас такое время, когда всем не хватает теплоты, искренности, открытости. И эта история возвращает нас к простым, чистым чувствам и отношениям, которые мы подрастеряли, — сказал Безруков.

Сам Вампилов назвал пьесу комедией, но, несмотря на юмористическое начало, зритель довольно быстро понимает, что перед ним пронизанная лиризмом и легкой грустью история.

Новый сын — любимый сын

На сцене — схематичные декорации провинциального вокзала. Со стороны левой кулисы — красная телефонная будка с облупленной краской и выбитыми окнами, с противоположной — такая же обшарпанная скамейка. В этой узнаваемой большинству россиян обстановке появляются два залетных молодца: Бусыгин (Артем Губин) и Сильва (Кирилл Новышев).

После душевного вечера в компании очаровательных девушек они страстно рассчитывали продолжить общение за чашкой чая, но вместо этого оказались на улице. Последняя электричка давно ушла, а перспектива замерзнуть на пустынном вокзале становилась всё реальнее.

Тогда приятели решают просить ночлега в соседних домах. После череды отказов одному из них приходит мысль сменить тактику и прикинуться внебрачным отпрыском некого Сарафанова (Леонид Громов), который в одиночку воспитывает дочь Нину (Диана Егорова) и сына Васеньку (Даниил Вершинин). Тот неожиданно для всех героев истории с распростертыми объятиями принимает еще одного наследника.

Леонид Громов — актер с большим профессиональным багажом в кино — с молодецким задором взялся за образ Сарафанова. Да, он — неудачный музыкант, вынужденный играть на похоронах. Да, он — не самый способный композитор, который последние десять лет сочиняет то ли ораторию, то ли кантату, но так и не может заполнить нотами больше одного листа.

Перед премьерой Громов признался, что ему повезло с режиссером и партнерами. Оттого и репетиции проходили легко, с любовью, в атмосфере смеха и дружеских шуток.

Это семейная атмосфера чувствуется и в зрительном зале. Если до спектакля в памяти всплывали образы из киноверсии, то после первых мизансцен сравнения исчезают. Зритель забывает и про Леонова, и про совсем молодого Боярского, и про Караченцова, которого публика узнала именно после этого фильма.

Режиссер Григорий Лифанов не боится быть академичным, слегка несовременным. Он не стремится вытащить из вампиловского текста иные смыслы и провести параллели с современным веком. В его работе чувствуется искреннее уважение к автору, его произведению и бесконечная любовь к героям.

Ковер на стене и чашки в горох

Отдельного внимания заслуживает сценография Дмитрия Разумова. Основные события спектакля происходят в квартире Сарафанова, которая по праву становится одним из действующих лиц. Любой выходец из СССР узнает и настенный ковер с оленями, и однотипный торшер, и жесткую кушетку с зеленой обивкой, и чайный сервиз в красно-белый горох.

«Ой, точно такой ковер висел у моей мамы», — шепчет одна зрительница. «А такое трюмо мы только на прошлой неделе перевезли к себе на дачу», — отвечает ей соседка.

Удачны режиссерские находки во время смены мизансцен. Нередко осветители просто глушат свет, пока работники сцены двигают декорации для следующего выхода артистов. Но здесь в такие моменты опускался специальный экран с узнаваемой советской мозаикой, и на его фоне появлялись две девушки — те самые, которые отказали Бусыгину с Сильвой в тепле и уюте. На пару минут они цепляли внимание зрителей короткими этюдами, пока за их спинами шла подготовка к новой сцене.

Спектакль смотрится на одном дыхании. У каждого актера образ продуман с точностью до поворота головы. И это при высоком темпе действия! В спектакле находится место как для отточенной «стрельбы» репликами, так и для пантомим у окна, застолий под гитару и яркого появления Алексея Веретина в роли чрезмерно пунктуального летчика и по совместительству непутевого жениха Нины.

Драматургия Вампилова в уважительном обрамлении Григория Лифанова производит заслуженный эффект на зрителей. Легкомысленный обман оборачивается слезами счастья, хоть и оставляет толику светлой печали.



Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 часа 40 минут с антрактом
Подробнее
16+
Сорок первый
Драма
1 час 20 минут
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
6+
Жили-были Пёс и Волк
Сказка
1 час
Подробнее
6+
Территория музыки
Концертная программа
2 часа с антрактом
Подробнее
Последние статьи
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре