«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре

14 марта 2025
Анна Ентякова, Кинорепортер
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера.

8 марта в Московском Губернском театре состоялась премьера «Дон Жуан. Новый миф». Ход поистине гениальный: главную роль в постановке исполнил Антон Хабаров, которому привычно амплуа героя-любовника, и его новая театральная работа стала отличным подарком для благодарной публики. Однако спектакль оказывается куда острее и мрачнее, чем может показаться на первый взгляд.

Режиссер Максим Меламедов усилил акценты, несколько веков назад расставленные великим драматургом, а еще избавился от всего лишнего: от второстепенных персонажей, функции и реплики которых ловко распределил между основными, от побочных сюжетных линий и самое главное – от противопоставления законов земных и небесных. Все внимание сосредоточено на безбожии Дон Жуана, которому необязательно проливать чужую кровь, чтобы запятнать себя грехом.

Здесь он предстает не столько искусным любовником, сколько циником и манипулятором, возомнившим себя выше всех. Его природа – соблазн, и бесконечный список своих побед Дон Жуан пополняет с самодовольной насмешливостью. Искушает он даже собственного слугу, верного Сганареля (Михаил Шилов). Да, любовью к табаку, но какая разница, какой дорогой спускаться в ад?

Религиозный антураж (в том числе звучащие на латыни молитвы) добавляет дискомфорта и вызывает у присутствующих жгучее неодобрение: Сганарель ругает своего господина прямо во время исповеди, где принято говорить не о чужих грехах, а о собственных. Спустя считаные мгновения там же, в церкви, Дон Жуан предпринимает попытку обольстить дородную монашку (Юлия Романович).

Намеренно фарсовая сцена ощущалась бы вырванной из немой комедии, если бы не отчаянные крики, полные стыда. Сам же герой, оказавшийся перед перепуганными церковниками в рубашке и трусах (при достаточно аутентичных нарядах эта условность явно рассчитана на комедийный эффект), нисколько не теряется – попрание любых таинств он довел до совершенства.

Из колеи его выбивает разве что появление обманутой супруги Эльвиры (Елена Хабарова), которую он увел из-под венца и бросил на произвол судьбы. Этот сюжет решен в формате, близком к детскому утреннику: Дон Жуан деловито раздает присутствующим рожки и ушки, наспех скрученные из газетных листов, и с предельной серьезностью показывает, как «один негодный козлик захотел пощипать травки в чужом огороде, а потому отбил прекрасную лань у недостойного соперника-оленя».

И это прекрасный пример, когда достаточно экспериментальная пластика срабатывает за счет эффекта неожиданности и осязаемого удовольствия, в котором купаются актеры, сумевшие выйти за привычные рамки профессии.

Вторая часть названия «Новый миф» раскрывается в авторском прочтении. Герои приобрели острохарактерность – их и без того фактурный облик усилен карикатурными ужимками, а тональность – очевидную полярность. За два часа «Дон Жуан» проходит путь от фарса до трагедии: последнее, чего требует моральное падение героя, – это комедии. Любовные подвиги изматывают его физически – Хабаров несколько долгих минут мечется между двумя очередными жертвами, испытывающими только ревность и вожделение, и при этом демонстрирует феноменальный контроль дыхания и голоса.

Удается ему избежать и откровенной вульгарности. И это притом что происходящее пронизано искрами экстаза. Да, герой сбрасывает с себя рубашку столь же буднично, как расплачивается со слугой, но куда больший эффект на зрителя производит явный и скрытый символизм. Например, Дон Жуан буквально возводит своих временных фавориток на пьедестал, хотя на деле низвергает в пропасть, из которой нет спасения. На этих рукотворных постаментах они действительно обращаются в статуи, чья жизнь оборвалась по жестокой прихоти, и эта метафорическая, духовная гибель оказывается даже хуже физической.

Дон Жуан уничтожает все на своем пути, но его усилий все равно недостаточно, чтобы побороть Божью волю: вокруг кипит бесконечная стройка, сцена регулярно совершает полный оборот, символизируя движение жизни, и даже стук деревянных счетов, с которыми не расстаются господин и слуга, отчетливо напоминает сердцебиение.

В воздухе клубится дым – Дон Жуан все реже передразнивает Сганареля и практически не выпускает из рук его трубку, а строительная пыль блеклыми разводами оседает на его черном пальто. Мысли лжеца и развратника невозможно угадать, и на этом фоне разительно яркими выглядят моменты его наивысшей уязвимости. В какой-то момент Дон Жуан поддается искреннему порыву и вслед за Сганарелем пытается обнять небо. Почувствовать хоть что-то, пока его никто не видит. А когда попытка проваливается, пристыженно забивается в угол, смахивая с ресниц едва заметные слезы.

За так и не случившимся катарсисом следует показное раскаяние, но Дон Жуан остается заложником своей природы до страшного конца. Он опьянен своей гордыней, зачарован тем, что считает своей очередной победой, и саму смерть встречает не гримасой страха, а улыбкой блаженства. И в конечном итоге не может ни шелохнуться, ни отвести от нее взгляд. Замирает и Сганарель, которого, в отличие от порочного хозяина, ведет добродетель.

Дон Жуан, убежденный, что широты его сердца хватит на всех, раз за разом доказывает, что сердца у него нет, в то время как Сганарель – с его чудаковатым чепчиком, круглыми очками и простодушными манерами – действительно пытается спасти если не репутацию господина, то хотя бы его самого.

В «Новом мифе» нет ни мстителей, ни кредиторов, и это лишь подчеркивает, что от Дон Жуана отвернулись даже те, кто страстно желал свести с ним счеты. Безнадежные попытки предпринимает только Сганарель, который взамен получает лишь ободряющий жест. И даже несмотря на праведные претензии к своему господину, все равно остается безутешным.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа
Подробнее
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Антон Хабаров играет Дон Жуана и Казанову и знает, что такое любовь с первого взгляда
07 марта 2025
8 марта в Губернском театре состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре