Информационное агентство БНК, 8.09.2016.
Вчера в столице Коми открылся II Северный театральный фестиваль, почетным гостем и первым участником которого стал молодой Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова со спектаклем по повести Виктора Астафьева «Веселый солдат». Впечатляющая сценография и музыкальное оформление, интересные режиссерские находки, правдивая игра актеров и текст классика, поднимающий вопросы, к которым не может оставаться равнодушным никто, стали настоящим потрясением для зрителей театра им В. Савина.
Показу постановки с Борисом Галкиным в главной роли предшествовала церемония открытия Северного фестиваля – одного из самых ожидаемых театральных событий этого года, как отметила министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Анастасия Прокудина.
– Фестиваль является значимым масштабным культурным событием в жизни региона и большим подарком к юбилею республики, – отметила она, процитировав русского актера Евгения Леонова – «Театр – это не рассказ о любви, это сама любовь», – и пожелала зрителям, жюри и участникам фестиваля «большой настоящей театральной любви».
Директор Академического театра драмы имени Виктора Савина Михаил Матвеев назвал второй Северный театральный фестиваль – как становление традиции фестивалей драматических театров в республике – историческим событием и поблагодарил театры-участники, отправившиеся «на север». Кроме того, он выразил благодарность правительству региона и министерству культуры, туризма и архивного дела РК за грантовую поддержку, без которой такое большое событие организовать бы не удалось.
Председатель жюри фестиваля, заведующая кабинетом критики и театроведения Союза театральных деятелей России Элеонора Макарова отметила уникальность Северного фестиваля, которую определила его тематика – «Русская классика. Сохраняя традиции, соответствуя времени».
– Русская классика во все времена была школой актерского мастерства, и какие бы новые произведения не появлялись, русская классика и сегодня занимает особое место в театральном репертуаре, – считает критик. – Большой подарок, что фестиваль открывает молодой Московский Губернский театр с уникальным произведением великого Астафьева, – добавила она.
Как рассказала на пресс-конференции помощник художественного руководителя МГТ, театральный критик Ольга Глахова, история Губернского театра насчитывает всего три года: он появился в 2013-м из слияния Московского областного драматического театра им. А.Н. Островского и Московского областного государственного Камерного театра.
– Это театр со складывающейся репутацией, и мы благодарны организаторам, что они пригласили нас на фестиваль и остановили выбор на спектакле «Веселый солдат». Эта постановка взывает к сердцу – 10-тиминутные овации, люди плачут после спектакля – мне кажется, сегодня это довольно редкое состояние зрителя, – поделилась своим мнением о «Веселом солдате» Ольга Галахова.
Премьера спектакля состоялась относительно недавно – в феврале этого года, и в чужих стенах труппа играет его только во второй раз. Особенности сценографического оформления и разница сцен МГТ и театра им. В. Савина заставила произвести в зале некоторые изменения. Так, зрителям первого ряда пришлось пожертвовать своими местами, которые были превращены в окоп. Вообще, оформление сцены, декорации, звуковые и световые эффекты, расширение формального пространства сцены и выходы артистов в зал, натурализм автора, усиленный правдивой – как отметили критики – игрой актеров, – полностью вовлекли зрителей в мир Астафьева, в своей автобиографии открывающего свою правду о войне. О войне, генералы которой относятся к сотням тысяч погибших солдат как к «возобновляемому ресурсу» («бабы еще нарожают»), на которой раненых бойцов в госпиталях заживо съедают черви, на которой защитников Отечества отправляют в штрафбаты, в лагеря, на расстрел. О мирной жизни, на которой мародеры оказываются героями, а дети умирают с голода.
– Это очень честная работа, особенно на шлейфе сумасшедшего празднования юбилея Победы, когда все преподносилось в совершенно в другом свете. В этом спектакле честность гражданской позиции его авторов и исполнителей сочетается с честностью профессиональной, – охарактеризовала «Веселого солдата» на обсуждении постановки член жюри фестиваля театральный критик из Ярославля Ирина Азеева.
«Честность» спектакля почувствовали и зрители, не отпускавшие актеров со сцены несколько минут, аплодируя стоя и со слезами на глазах.
– Блистательная работа Бориса Галкина – по всем параметрам, наверное, одна из его лучших работ. Он цемент спектакля, – оценила игру исполнителя главной роли Элеонора Макарова.
В «Веселом солдате» Борису Галкину досталась самая трудная работа: знавший Виктора Астафьева лично, актер, которому созвучны убеждения писателя, с поразительной самоотдачей сыграл автора, не побоявшегося рассказать о реальной цене Победы и о жизни народа-победителя. Неудивительно – так всегда бывает с подлинными классиками, – что произведение Астафьева прозвучало невероятно актуально и сегодня.
– Его обнаженная правда требовала такого же отношения к материалу. «Где я вру?», «чем я живу?» и «что для меня в жизни является истинной ценностью?» – у Астафьева есть ответы на эти вопросы, – рассказал о своем отношении к творчеству писателя Борис Галкин накануне спектакля.
Официальная оценка работы Московского Губернского театра станет известна 12 сентября, когда жюри подведет итоги фестиваля. Сегодня программу продолжит еще один спектакль о «другой» войне – постановка театра им. В. Савина «Эшелон».
Фото Виктора Бобыря
Материал на сайте издания