ИРИНА СЯТКИНА, НИНА ДЫМЧЕНКО, Театрал
Директор Московского Губернского театра Лариса Вильясте стала лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший директор». В интервью журналу она рассказала о том, как ощущается новый статус театра – недавно он стал федеральным – и о том, какие премьеры ждут зрителей в 2025 году.
– «Звезда Театрала» – это зрительская премия. Что для вас означает награда?
– Это очень волнующе! Мы понимаем, что это, наверное, одна из самых честных наград, потому что за победителей голосуют зрители. Признание театрального сообщества – это одна история, а признание зрителей – совсем другая. Я знаю, что многие наши коллеги очень волновались, мы все болели друг за друга и голосовали. Я, если честно, отдала свой голос директору театра «Недослов», потому что знаю, как им сложно живется, ведь это частный театр, где играют артисты с особенностями здоровья. Хочется, чтобы и у них тоже были прорывы, награды.
– А что бы вы сказали своему зрителю, который за вас проголосовал?
– Конечно же, слова благодарности всем, кто за нас голосовал. Московский Губернский театр довольно молодой. Мы правопреемники двух областных театров, в нынешнем статусе существуем всего десять лет. Тем ценнее для нас эта награда. За такой короткий срок нас заметили, мы смогли встать в один ряд со знаменитыми театрами с большой историей. Это очень трогательно и ответственно одновременно.
– Как ваш театр выстраивает взаимодействие со зрителем?
– Наш отдел продаж очень серьезно работает со зрителями. Можно сказать, что мы начинаем выстраивать с ними коммуникацию еще до того, как они узнают о нашем театре и решают к нам прийти. И потом продолжаем поддерживать контакт, часто общаемся со зрителями непосредственно в фойе. Проводим всевозможные мероприятия в разных форматах, например, придумали проект «Открытый театр». Впервые мы провели его на праздновании десятилетия нашего театра, а скоро будем проводить снова – ко Дню театра. В рамках этого проекта мы проводим встречи с разными сотрудниками Губернского театра, в том числе с людьми, которые всегда находятся за сценой. Зрители с удовольствием приходили общаться и с художниками, и с гримерами, и с костюмерами, и, конечно же, с артистами. Получилось очень яркое взаимодействие, которое не только привлекает зрителей ходить в театр, но и помогает молодым людям определиться в выборе профессии. У нас были встречи с заведующим постановочной частью, со специалистами осветительского, гримерного, реквизиторского, костюмерного цехов. Сотрудники рассказывали, как они пришли в театр и в чем состоит их работа. Зрителям это всегда интересно, поэтому мы регулярно организуем такие встречи, в том числе во время проведения наших фестивалей. Это можно условно назвать «театральной профориентацией».
– Губернский театр первым ввел такую услугу, как тифлокомментирование. Это, мне кажется, также сильно влияет на отношение зрителя к театру…
– Конечно. Мы первыми в России создали в нашем театре услугу тифлокомментирования. Это было в 2013 году, когда еще юридически Губернского театра не существовало. Официально наш день рождения 9 января 2014 года. Но разрабатывать программу тифлокомментирования мы начали уже с 2013 года. Две наши актрисы прошли обучение этой специальности. Мы организовали все, что нужно с технической стороны, начали сотрудничать с Всероссийским обществом слепых. До нас эта услуга была практически неизвестна, приходилось всем объяснять, что это такое. Первые два года мы очень плотно взаимодействовали со всеми обществами просто для того, чтобы о нас узнали. А потом уже заработало «сарафанное радио». Сейчас у нас есть еще и субтитрование для зрителей с ограничениями слуха. Мы точно так же взаимодействуем со всеми обществами глухих, рассказываем о себе, приглашаем к нам в театр. Что касается других людей с особенными потребностями – мы также всегда рады принять их в наших стенах.
– В Губернском театре появилась первая театральная программа лояльности. На это был запрос?
– Запросы всегда есть. Мы живем в непростом мире конкуренции, и, естественно, наши руководители отделов продаж и маркетинга придумывают разные истории, с помощью которых у зрителей появляются особые условия посещения театра. И аудитории хорошо, и нам. Наш зритель понимает, что, обратясь в Губернский театр, он получит такие предложения, которые помогут приходить к нам чаще.
– В этом году Губернский театр стал федеральным. Как ощущается новый статус?
– Мы очень благодарны губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву, который всегда нас поддерживал в прошедшие десять лет, когда мы были областным театром. Сейчас у нас другая система финансирования, другая система учета. Мы включаемся в эти процессы, впереди первые отчёты по новым правилам. Пока перемены больше в области экономических вопросов и всего, что касается финансово-хозяйственной деятельности. И на самом деле это очень большой объем работы. Мы понимаем, что в перспективе мы плотнее вольемся в федеральную семью. Это другие возможности. Нас включили в программы международного сотрудничества, в проект «Большие гастроли». Мы и раньше были включены в эту программу как один из ведущих театров, но, тем не менее, были определенные ограничения по некоторым статьям. Теперь мы как федеральный театр участвуем в программе «Больших гастролей» в полном объеме.
– Какие у Губернского театра планы?
– До середины 2026 года у нас расписана премьерная сетка. Среди ближайших премьер этого сезона – «Дама с собачкой» на малой сцене режиссера Аллы Решетниковой, премьера будет в феврале на малой сцене. А на большой сцене, как мы шутим, готовится подарок всем женщинам: 8 Марта состоится премьерный показ спектакля «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Мольера. Главную роль сыграет Антон Хабаров. Он всегда в этот день проводил свой творческий вечер, и мы решили, что пришло время для полноценного спектакля. К тому же у него давно не было премьер в нашем театре. Кроме этого, наша Губернская команда продолжает работу на нашем огромном проекте «Большой Детский фестиваль»: в 2025 году мы организуем три «ЭХО БДФ» в Красноярском, Алтайском краях и на Камчатке, а осенью основной фестиваль проведём в Москве и Санкт-Петербурге.
Материал на сайте издания