Федор Платонов, журнал «Город», 2015.
– Если бы Вам в детстве сказали, что Вы станете актрисой – удивились бы?
В детстве я хотела стать принцессой. А вообще я всегда видела себя на сцене. Занималась вокалом, ходила в театральную студию. Но, когда после 10-го класса съездила на месяц в Англию, решила, что надо получать «нормальную, земную» профессию, а творчество потом. Я поступила в Минский государственный лингвистический институт. Отучилась три года: полтора – в Минске, полтора – в Питере, а потом плюнула – и пошла поступать в театральный. И поступила с первого раза. Когда я училась классе в восьмом, мне подарили книгу Олега Табакова «Парадокс об актере». Я ее прочитала, после этого на клочке бумаги написала «Хочу поступить во МХАТ» и положила записку под ковер. Мама нашла ее, когда я уже поступила.
Я всегда представляла и мечтала, что буду работать в театре, но не верила, что это может быть правдой, боялась поверить в свои силы. В семье у меня нет творческих людей: мама – медик, папа – педагог.
– Сложно было поступать?
Я тогда жила в Питере. Ходила на подготовительные курсы при Академии СПбГАТИ (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – Прим. ред.). Повезло, что на курсах я познакомилась с девочкой, которая привела меня в театральную студию к прекрасному педагогу Катерине Максимовой. Она помогла мне подготовить программу. Занимались около двух месяцев.
Перед моим отъездом она сказала: «Давай к Райкину». Так и получилось – я отучилась у Константина Аркадьевича. Время поступления – это какое-то сумасшествие. Среди абитуриентов очень много талантливых людей, а конкурс – человек 200 на место. Но выбирают не самых талантливых, а тех, у кого сошлись звезды. В то время я жила в Питере, сдавала сессию, дотягивала хвосты – академическую разницу еще со времени перевода из Минска. Параллельно писала ЕГЭ и моталась в Москву. Где-то 10 ночей из 30 я провела в поезде. Находилась в очень стрессовом состоянии, но, как оказалось, с большой верой и энергией можно горы свернуть.
На первое прослушивание во МХАТ им. Чехова я пришла прямиком с поезда. Записалась не в тот список, прождала целый день своей очереди. У меня был очень «классический» репертуар: «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Воскресение» Л.Н. Толстого и басня И.А. Крылова. Еще была проза А.П. Чехова и в запасе около 15 разноплановых стихотворений: М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, В.В. Высоцкого, Д.И. Хармса – что попросят. Слушал мой педагог, у которого я в итоге училась, Сергей Шенталинский. Слушал долго, внимательно, какие-то задания давал. Позже, когда мы ждали результатов, вышла девушка и назвала одну фамилию – не мою. В тот момент у меня мир стал рушиться. Я уже решила идти к Сергею Витальевичу, просить что-то исправить, заново пройти прослушивание. За то время, пока с меня семь потов сошло, выбегает эта девчонка и говорит: «А, мы забыли – еще Шпак!». Это была минута ужаса и облегчения.
– Как происходят актерские собеседования в театрах? Что потенциальный работодатель просит вас сделать?
Самое жуткое время в конце учебы называется «показ». Почти как поступление в вуз. С одним «но», что ты уже как бы артист, но тебя никто не хочет брать в театр. Мы договаривались с руководителями театров, чтобы они нас смотрели. Готовили отрывки, ходили на показы. У кого-то было несколько туров, кого-то сразу брали в театр – по-разному. Очень нервное занятие! В то время я нашла у себя первый седой волос (смеется). Ходишь, как и в студенчестве, стучишься в закрытые двери, никому не нужен – все театры переполнены.
– Как после выпуска попали в Александринский театр Санкт-Петербурга?
Валерию Владимировичу Фокину (художественный руководитель театра. – Прим. ред.) я показывалась отдельно. Мы тогда в ЦИМ (Театральный центра имени Мейерхольда. – Прим. ред.) делали наброски спектакля, и он пришел посмотреть на нашу работу и отдельно на мой отрывок, который мне помогала показывать одногруппница. Потом Валерий Владимирович позвал меня и говорит: «Ну что, Вера, я тебя беру. 28-го сбор труппы, приезжай». Помню, сижу, с одной стороны, у меня слеза наворачивается от радости, с другой – от горя, ведь надо уезжать в Санкт-Петербург, а в Москве вся жизнь. Но мне очень повезло. В Питере я играла в Александринском театре, там замечательные люди, они сразу меня приняли.
– Почему же тогда решили вернуться в Москву?
Для меня здесь больше жизни. Больше снимают, больше театральных постановок. А там ощущение, что я чего-то не доделываю, будто несколько часов из суток вырезано. Уже когда вернулась в Москву, меня утвердили на одну из главных женских ролей в 8-серийном фильме Миши Хлебородова «Временно недоступен» с Сергеем Безруковым и Димой Дюжевым. Вот ждем, скоро будет премьера на Первом канале. Это были два месяца незабываемых съемок. Я работала с Сергеем Витальевичем, с которым всегда мечтала познакомиться. Он был одной из причин, почему я поступала во МХАТ. В фильме я играю журналистку, а Сергей Безруков – сотрудника районной администрации. Действие происходит в вымышленном городке Великозельск.
Сюжет картины напоминает «Ревизора» Н.В. Гоголя. Это комедия. Сценарий написал Андрей Кивинов, он же был сценаристом в «Каникулах строго режима». Думаю, у нас получилось очень веселое светлое кино. Съемки начались с экспедиции в город Алексин в Тульской области, его любит наш режиссер Миша Хлебородов. Он уже снимал там несколько фильмов. Как он говорит, это «кинематографичный город»
– Волновались перед съемками с Безруковым?
Я безумно волновалась, еще когда шла на пробы с ним. Сергей Витальевич очень открытый, приятный человек и прекрасный партнер по площадке. Правда тогда я еще этого не знала – шла на встречу с кумиром… И в первой сцене у меня случился дикий зажим, мне кажется, даже проблемы с дикцией начались.
Переживала и во время съемок. Я умею водить машину, но в жизни очень редко сажусь за руль. А по сценарию большая часть действия происходит, когда я за рулем, а Сергей Витальевич рядом со мной. Режиссер еще придумал, что у меня будет праворульная машина – такой штрих к образу.
– Какие еще сложности были во время съемок?
Ну, например, однажды мы не успели заснять в сцене проезжающий мимо поезд. Продюсеры потом договаривались, чтобы для нас снова пустили состав. У меня же была серьезная проблема вначале – пересилить волнение перед Безруковым. На второй день сьемок я просто высказала ему все: как следила за его творчеством, какую роль он сыграл в моей жизни, как я решила поступать, как первый раз увидела его во мхатовской столовке и замерла… Все выложила. Мне необходимо было сказать всю правду и перестать об этом думать. Помогло. Дальше стало легче работать, и Сергей Витальевич стал просто партнером.
– И как же произошла первая встреча с Сергеем Безруковым?
В Школе-студии МХАТ нет своей столовой, и студенты ходят обедать в театр. У нас есть правило, что все друг с другом здороваются, даже если незнакомы. Это были первые дни учебы. Выглядело примерно так: я сижу, ем капусту, а тут заходит Безруков. В этот момент я замерла. Взяла поднос и рассчитала, как бы мне пройти так, чтобы
с ним пересечься. Выбрала правильную траекторию, приблизилась и поздоровалась. Он ответил – и пошел дальше. Вот и вся история.
– В труппу Московского Губернского театра Сергей Безруков пригласил вас, когда вы вместе снимались в фильме?
Нет, это произошло позже, где-то через месяц после съемок. Я очень рада, что попала в этот театр. Здесь прекрасные люди работают, и в творческом плане многое впереди. Сергей Витальевич все свои силы вкладывает в МГТ. Такое отношение к делу очень подкупает. И он заботится об актерах. Ходят слухи, что перед съемками во «Временно недоступен» он поставил условие, что будет участвовать в проекте, только если будут снимать его ребят из театра. В картине снялись 23 актера из нашей труппы. Так никто не делает. Наоборот, часто режиссеры в театре ставят палки в колеса, не дают сниматься, а Сергей Витальевич понимает, что это необходимо, и помогает."
– Как отдыхаете от театра?
В свободное время я люблю ходить в театры (улыбается). Когда выдается свободный вечер, сразу иду. Много интересных постановок, много знакомых актеров играют. Огромная радость смотреть на своих однокурсников. Я часто оцениваю силу эффекта от спектакля желанием молчать после него. Если выходишь из зала и тебе хочется молчать – значит постановка удалась.
– Творческую форму поддерживаете? Репетируете перед зеркалом, скороговорки читаете?
Важная черта каждого актера – наблюдать за людьми, подмечать, как они себя ведут. Мелочи очень важны. Жест, мимика другого человека, неожиданные реакции. Ты замечаешь все, что происходит вокруг, запоминаешь, а потом используешь это на сцене. Причем, часто это происходит само собой – такая хорошая актерская привычка.
– Получается, вы много гуляете, вдохновляетесь?
Всегда говорю, что я – книга с чистыми листами, многого не знаю и открыта ко всему новому. Всегда есть над чем работать, другой вопрос, что это вечная борьба с ленью. Но я честно стараюсь, сражаясь с ней.
– Ради хорошей роли готовы к экспериментам с внешностью, согласились бы, как голливудская актриса Деми Мур в фильме «Солдат Джейн», побриться налысо?
Да я мечтаю побриться налысо! Но сама на такое вряд ли решусь, а для кино – с радостью. Поэтому я расстроилась, когда узнала, что меня даже не позвали на кастинг «Батальона». Их же там всех побрили (смеется). Меняться – это всегда интересно, за это и люблю свою профессию.