Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский Губернский театр представил свою первую — спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын». Постановка режиссёра Григория Лифанова: в роли Сарафанова — популярный актёр театра и кино Леонид Громов, а роль Бусыгина исполняет Артём Губин.
Известный сюжет пьесы, написанной в 1967 году, эту сильную человеческую историю, на мой взгляд, знает каждый театрал. Она никогда не исчезала из театрального репертуара, любима зрителем, и каждый может найти в ней отголоски собственной жизни и услышать что-то важное о себе. История о том, как двое молодых людей, Бусыгин и Сильва, проводив подруг, опаздывают на последнюю электричку и начинают поиски ночлега, отзывается мгновенно и становится «историей для каждого». Так случайно Бусыгин «входит» в семью с легендой о старшем сыне хозяина дома — ему верят, и начинается проживание главным героем всех «чужих» проблем и чувств, доселе ему не известных.
Григорий Лифанов, режиссёр спектакля, отметил: «Каждая семья проходит через какие-то испытания, потери, встречи и расставания. Это — большая жизнь. Это нормально. Семьи ломаются, рушатся, несмотря на любовь, привычки, обязанности. И иногда нужно просто небольшое «чудесное» вмешательство, чтобы сохранить Дом, семью, чтобы понять, насколько дороги и прекрасны люди, с которыми ты живёшь. Бусыгин — это «спасательный жилет» для Сарафановых. Он появился как ангел-скиталец, в нужное время и в нужном месте. И сделал жителей одной небольшой квартирки чуточку счастливее в этом огромном холодном мире. И сам нашёл опору, дом, любовь…».
Абсолютное наслаждение — следить за актёрской игрой и тандемом Сарафанов/Бусыгин. Воплощение на сцене, когда трагическое и комическое раздирают пополам. Великолепно сыгранная актёром Артёмом Губиным роль самозванца и его неприглядного поступка побуждает зрителя задуматься о том, как нужно осторожно обращаться с любящим сердцем. Начавшись как бытовой анекдот, история с помощью глубокой и самозабвенной игры актёров превращается в библейскую притчу об отце и сыне, претерпевая определённую трансформацию. Яркая сцена «дарения» семейной реликвии Сарафановым сыну — самый, на мой взгляд, трогательный момент постановки и отсылка к источнику родовой мудрости человечества.
Как поделился Сергей Безруков, художественный руководитель театра: «Я очень рад, что в нашем репертуаре появится этот необыкновенно нежный, трогательный и одновременно смешной спектакль. Сейчас такое время, когда всем нам не хватает теплоты, искренности, открытости. Эта история возвращает нас к простым, чистым чувствам и отношениям, которые мы подрастеряли. Она о том, что жизнь всегда даёт нам шанс обрести счастье: ведь оно в самых простых, но таких важных вещах — в любви, искренности. Здесь прекрасные актёрские работы: и у Леонида Громова, и у Артёма Губина, и у Кирилла Новышева — каждый из них раскрылся здесь по-новому, за что я очень благодарен режиссёру Григорию Лифанову».
Итак, трогательная история о большом человеческом сердце, о движениях души и о сыне своего отца ждёт тех, кому интересно духовное преображение человека в предлагаемых обстоятельствах. «Все люди — братья!» — не только название неоконченной оратории Сарафанова, но и постулат, в который верил Александр Вампилов. Он верил, что это станет истиной для каждого из нас.