Сергей, как началось ваше сотрудничество с фондом? Как вы о нем услышали, помните обстоятельства?
Касса: +7(939) 846-50-03, +7(495) 378-65-75
ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных
Сергей, как началось ваше сотрудничество с фондом? Как вы о нем услышали, помните обстоятельства?
Меня познакомила с ним моя жена Аня (Анна Матисон, режиссёр, супруга Сергея Безрукова – «Новый очаг»). Она к тому времени уже несколько лет поддерживала фонд «Измени одну жизнь». Когда я узнал о фонде, который дает шанс детям, оставшимся без родителей, обрести семью, первой мыслью было — помочь. Они создают видеоанкеты, благодаря которым ребенок становится «видимым». И я предложил озвучивать эти небольшие ролики, короткие фильмы о каждом мальчике и девочке, об их характере, увлечениях, мечтах. Рад был отдать свой голос детям! Размещаю их истории в соцсетях, мы стараемся сделать так, чтобы их заметили, увидели, что каждый из этих детей — живой человек, личность, а не просто казенная строчка в базе данных . И что всем им очень нужна любящая и заботливая семья.
Когда я начитываю их анкеты, то порой это эмоционально тяжело, потому что судьбы у этих, совсем маленьких, детей очень непростые. Некоторым из них меньше года, но все — и малыши, и подростки, кто оказался в детском доме, пережили серьёзные душевные травмы. У ребёнка обязательно должна быть семья, он должен знать, каково это — иметь маму и папу, свой дом, быть любимым.
Очень важно, чтобы они получили адаптацию, были в социуме, потому что часто они выходят из детских домов неприспособленными к жизни. Когда их просто раз в год заваливают подарками, это не эффективная помощь, они не знают цену этим игрушкам. Им куда важнее человеческое внимание, забота, ласка, которых им катастрофически не хватает. И это самое страшное.
Что вы до этого знали о сиротстве? Соприкасались ли с темой в течение жизни? Или, может быть, были какие-то образы из книг, фильмов?
Конечно, я был знаком с этой темой, прежде всего, по книгам и фильмам про детские дома – «Республика ШКИД», картина Николая Губенко «Подранки», которую я помню до сих пор, она произвела на меня неизгладимое впечатление. Есть замечательная картина Андрея Кравчука «Итальянец» про ребенка из детского дома – трогает до слез. И вот одна из последних – «Недетский дом», которую я советовал бы посмотреть. Замечательная картина, она была представлена на ММКФ, и проблематика, которая там показана, очень важна.
Что вас больше всего поразило в первом приближении?
Меня поразила история о детях-отказниках в родильном доме: в отличие от обычных детей, они молчат. Они не плачут, потому что понимают, что к ним никто не подойдет. Как многодетный отец я знаю, что это такое, когда ребенок плачет, потому что нуждается в маме. А когда дети не плачут, потому что они знают, что к ним никто не придет, а просто смотрят в потолок, — это настолько страшно, до слёз.
Сейчас я понимаю, что есть, условно говоря, два основных направления, по которым нужно работать: первое – рассказать о ребёнке, донести информацию о нем, благодаря чему удается отыскать будущих приёмных родителей. И второе, не менее важное – помочь приёмным родителям, как будущим, так и уже действующим. Потому что им необходима качественная подготовка на пути к ребёнку и профессиональная поддержка во время адаптации, воспитания, обучения приёмного сына или дочери. Нужно понимать особенности поведения детей, переживших травму потери кровной семьи, жестокое обращение или пренебрежение, опыт жизни в сиротском учреждении.
Не потому, что он, на самом деле, хочет туда вернуться, а потому что ему тяжело, его мир снова рушится и меняется, он боится заново поверить, весь его прошлый опыт мешает ему строить доверительные искренние отношения. И это серьезное испытание для родителей — насколько они выдержат, смогут ли выстоять, не сдаться. Безусловно, им нужна поддержка, моральная и психологическая, нужна помощь специалистов — психологов, юристов, нужна помощь в обучении приёмных детей и, конечно, нужна подготовка к тому, с чем придется столкнуться каждому родителю, который берёт ребёнка в семью. Потому что будет непросто.
И тут на помощь тоже приходит фонд, который организует различные программы для подготовки к приёмному родительству и для поддержки семей с приёмными детьми на различных этапах.
Расскажите про видеоанкеты детей – вы неоднократно ими делились в своих соцсетях. Как они влияют на поиск семей?
Конечно, наша поддержка и помощь фонду не может решить все проблемы, но я вношу свою лепту по мере сил и возможностей. Я публикую анкеты ребят в моих соцсетях, а у меня огромное количество подписчиков. Люди делают репосты, информация распространяется еще шире, и благодаря этому находятся те, кто готов взять ребёнка в семью. В постах всегда есть ссылка на сайт, телефоны, куда можно обратиться и узнать, как помочь. И поверьте, это счастье – узнавать, что благодаря нашим совместным усилиям дети находят семью!
Какая самая вдохновляющая история произошла за время вашего сотрудничества с фондом?
Тот момент, когда нашел семью первый ребёнок с непростыми особенностями здоровья, о котором я рассказал в своих соцсетях. Это была девочка Виктория из Приморского края. Когда стало понятно, что это действительно работает. Что все вместе мы можем помочь детям найти дорогу к дому. За то время, что мы дружим с фондом, я озвучил 58 детских анкет, из них 21 ребенок уже в семье. Это вдохновляет, поверьте.
Почему вы решили поучаствовать в акции в честь десятилетия фонда?
Как я говорил, в этом деле очень важна информация. Порой люди и готовы усыновить ребенка, но не знают, как это сделать, куда обратиться. Этим мы и занимаемся – помогаем, доносим информацию о фонде, который уже 10 лет помогает детям-сиротам обрести семью. Поэтому нужна эта акция, которая проводится к юбилею фонда – для того чтобы привлечь внимание к теме, рассказать, ответить на вопросы. В рамках этой акции в Московском Губернском театре, который я возглавляю, мы и сыграли спектакль «Маленький принц», часть средств от которого будут перечислены фонду «Измени одну жизнь».
А почему вы выбрали именно этот спектакль? Что для вас «Маленький принц»?
В этой сказке-притче Экзюпери заложено много важных смыслов. Это история мальчика, который путешествует по Вселенной, познает мир, учится любви и дружбе. Он одинок, но его жизнь наполняется смыслом, когда он ухаживает за любимым цветком и когда он находит друга в мудром Лисе, который учит его таким простым, но таким важным вещам.
Как сейчас устроен репертуар театра?
К счастью, мы постепенно возвращаемся к привычной жизни после пандемии, в зал вернулись аншлаги. В театре кипит жизнь: идут спектакли, репетиции, выпускаем премьеры – по 4 новых спектакля в год. Недавно была музыкальная премьера – «Джаз-комедия». Это спектакль-праздник, легкая комедия с участием нашего Губернаторского оркестра. Сейчас работаем над следующей премьерой: «Женитьба. Почти по Гоголю», которую выпустим в начале следующего года.
В Губернском театре мы большое внимание уделяем репертуару для детей, для семейного просмотра: в афише 13 спектаклей для юной аудитории. Это было изначальной моей установкой: зрителей нужно воспитывать и приучать к театру с детства. Уже совсем скоро, через 5-7 лет они вырастут и придут к нам в театр уже на взрослые спектакли. И конечно, для этого нужно сделать все, чтобы театр их не разочаровал, чтобы они полюбили его, чтобы «привычка» ходить в театр стала частью жизни. Не говоря уж о том, что совместный просмотр спектакля с мамой и папой, а после обсуждение историй героев и тех смыслов, что заложены в постановке, – это одно из самых ярких впечатлений, которые остаются с ребенком на всю жизнь. Это очень важно.
На что посоветуете сводить детей?
На всё! У нас действительно хорошие, добрые детские спектакли. В новогодние каникулы думаю, детям интересно будет увидеть наши замечательные «зимние сказки»: «Морозко» и «Щелкунчик», хотя билетов на них уже почти не осталось. Есть в нашем репертуаре и «театральные блокбастеры»: «Книга джунглей. Маугли» и «Остров сокровищ». Это масштабные, красочные спектакли, с прекрасной оригинальной музыкой, зрелищными декорациями, яркими костюмами.
И что самое важное: артисты в нашем театре работают «по-настоящему» даже в детских спектаклях, я за этим слежу. С детьми и в жизни, и на сцене нужно быть честным, говорить с ними серьезно, без нравоучений и без сюсюканья. Как говорил знаменитый режиссер Станиславский, «для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше». Они этого достойны, ведь они – наше будущее, как бы банально это ни звучало.