Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера

11 марта 2025
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова
Зоя Игумнова, Известия
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов предложил Антону Хабарову, который известен также образом Казановы из одноименного сериала. Соблазнитель со стажем партнерствует на сцене со своей женой. Елена Хабарова играет супругу Дона Жуана Эльвиру. Рассказывая о пикантной теме, в МГТ обошлись без пошлости и прямолинейности. «Известия» побывали на премьере.

«Дон Жуан» в Московском Губернском театре

Поставить «Дон Жуана» Мольера — соблазнительная история. И сколько вариантов сценического воплощения классики видели зрители. Вот и в Губернском решили, что пришел их черед. Черно-белые афиши с крупными планами небритого Антона Хабарова с непривычно длинными волосами настраивали на что-то далекое от веселья, философское и мрачное. Рекламный баннер обещал крен в размышления и осмысление, поэтому жанр спектакля обозначен как трагикомедия.

В прочтении режиссера Максима Меламедова постановка называется «Дон Жуан. Новый миф». Зритель ее ждал, билеты раскупили задолго до премьерных показов. Да еще и стартовавший сериал «Казанова» с Антоном Хабаровым в главной роли добавил ажиотажа вокруг «Дон Жуана».

— Наш герой — не просто обольститель женщин, циник и обаятельный ловец умов, — говорит режиссер Максим Меламедов. — Он в первую очередь человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта.

С этим убеждением постановщик и выстраивал образ героя. Дон Жуан изначально жестокий, безнравственный искатель приключений, насильник и убийца, с течением времени становится в искусстве всё более обаятельным и популярным обольстителем и философом. Он опасен, циничен, но при этом прекрасен. А люди склонны верить красивым людям. Он не знает тормозов в поиске наслаждений. Единственный, кто пытается его приземлить и вразумить, — слуга Сганарель (Михаил Шилов). Преданный Дон Жуану, он будто голос совести, пытающийся спасти его. Но чаще всего это глас вопиющего в пустыне.

Сценограф Филипп Шейн создал на сцене одну большую декорацию, напоминающую храм, который является центром мироздания в любой ситуации. Туда приходит на исповедь Сганарель. Но просит он не за себя, а за своего хозяина. Ему опротивело распутство Дон Жуана.

— Мой господин Дон Жуан — величайший из злодеев, которых когда-либо носила земля. Это собака, чудовище, дьявол, еретик. Он как гнусный скот, свинья, Сарданапал. Он считает вздором то, во что верим мы, Святой отец. Он на что угодно готов ради своей страсти. Он брак использует, как ловушку. Ему без разницы, на ком жениться. Я не могу больше у него работать, да лучше бы я самому черту служил, — эмоционально выговаривается Сганарель.

В то время пока слуга исповедуется, за ним наблюдает хозяин, а в какой-то момент он выманивает Пастора (Юрий Колганов) и занимает его место. Но шуткам в храме не место, и это еще больше злит Сганареля. А у нехристя-хозяина это вызывает только спортивный интерес. Он готов на спор соблазнить даже монашку. И делает это на глазах у изумленного пуританина. Тем временем в самый пикантный момент в храм врывается Эльвира (Елена Хабарова). Жена Дон Жуана знает за своим возлюбленным слабость до женского пола. Бороться с ним она не в состоянии, поэтому отводит душу в драке.

А Дон Жуан уверен, что постоянство годится только для чудаков. Любая красавица вольна очаровывать, и преимущество первой встречи не должно отнимать у остальных те законные права, которые они имеют в сердце своем. Он подобно Александру Македонскому желал бы, чтобы существовали еще и другие миры, где ему было бы позволено осуществлять свои любовные победы. Свои похождения он фиксирует на деревянных бухгалтерских счетах.

Танец со смертью

Удивительно, как режиссеру удалось метафорами и намеками рассказать о том, что творится за закрытыми дверьми спальни. Сцена с Эльвирой переносится под юбку колокола. У этого ударного музыкального инструмента есть такая деталь, иначе она обозначается телом. Есть в этом что-то эротичное. С каждым ударом языка колокола в воздух взлетает пыль веков. При этом что происходит внутри, зрители только могут воображать в меру своей осведомленности.

Взлетающая вверх пыль, пудра, мука, известка — всё это аллегория влечения Дон Жуана. Единственная эротика в спектакле — разоблачающийся Антон Хабаров. Как в фильме «9 ½ недель» артист снимает рубашку, потом штаны… и остается в одних семейных трусах. Это, возможно, несколько смущает артиста, но не его героя. Дон Жуан в исподнем бегает по сцене, и тут уже не до Мольера. Дамы достают свои телефоны, чтобы запечатлеть этот момент.

— Репетиции длились два месяца, но готовиться к работе с режиссером мы начали год назад, это дало нам возможность заранее отсечь лишнее в трактовке моего персонажа и произведения, — говорит Антон Хабаров.

Режиссер Максим Меламедов предлагает увидеть неоднозначный, сложный образ Дон Жуана в вечном конфликте добра и зла, в смертельно опасной игре обольщений, в споре двух героев — Сганареля и его хозяина.

— Мой Дон Жуан — это обреченный на безверие человек, который сам страдает от этого, — считает Антон Хабаров. — В своем тщеславии он доходит до вседозволенности — ему кажется, что поскольку нет справедливости, миром правят деньги, нет ни Бога, ни черта, то нет и наказания ни за что. Но это его большая ошибка.

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков уверен, что высокая комедия — это всегда вызов, проверка на уровень мастерства. Она требует от режиссера и актера легкости, точности, виртуозности в сочетании с серьезностью темы пьесы.

— Я очень люблю такую режиссуру, когда комедия превращается в исповедальное творчество, когда это разговор о душе, — говорит худрук. — И в этом спектакле мы не только радуем зрителя, смешим, хулиганим, но и заставляем задуматься о вечных вопросах.

Мольеровский фарс оборачивается настоящей трагедией в финале. На глазах у друзей и близких Дон Жуан раскаивается. Встреча со священником в лесу совершает переворот в душе. И вот Пастор уже радуется переменам, а Сганарель ликует, что его господин полюбил небо. Но не тут-то было. Оказалось, Дон Жуан притворщик. Он нисколько не изменился. И чувства его всё те же. Эту игру близкие не могут ему простить. И чтобы доказать свою прежнюю неотразимость, сластолюбец выбирает себе в жертвы ту, которую ни разу не смог затанцевать. Перед ним пали ниц все женщины, встретившиеся на пути. Единственная, кого он не пробовал соблазнить, так это смерть. Это будоражит его сознание. В схватке разума и призраков побеждает нечисть. Запретный плод сладок. И танец со смертью становится последним в его жизни.

Пожалуй, роль смерти самая зловещая в спектакле. Согласиться надеть маску с пустыми глазницами и оголенными челюстями под силу немногим. Но на эту роль режиссер отобрал легких и воздушных балерин. Их несколько, так как график танцующих артистов такой же сложный, как и у играющих, и совместить их непросто.

Сганарель рыдает над бездыханным телом. А прихожане храма прощают Дон Жуану его прегрешения и воздвигают ему памятник. И каждую весну его подновляют штукатуркой и краской. Но теперь он безопасен, теперь Дон Жуан возвышается только над чужими надгробьями.

Следующие премьерные показы состоятся 2 и 3 апреля.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
12+
Территория музыки
Концертная программа
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Антон Хабаров играет Дон Жуана и Казанову и знает, что такое любовь с первого взгляда
07 марта 2025
8 марта в Губернском театре состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"....
В Губернском театре готовят премьеру "Дон Жуан"
07 марта 2025
Спектакль Максима Меламедова поставлен по классической пьесе Мольера,...
Антон Хабаров — о фильме «Казанова». Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.03.2025
04 марта 2025
На Первом канале начался показ авантюрного ретро-детектива «Казанова. В бегах». В студии...
ЛАРИСА ВИЛЬЯСТЕ: «ЭТО ОДНА ИЗ САМЫХ ЧЕСТНЫХ НАГРАД»
02 марта 2025
Директор Московского Губернского театра Лариса Вильясте стала лауреатом премии «Звезда...
Актер Антон Хабаров: Моя бабушка работала на заводе
27 февраля 2025
Премьерные показы спектакля «Дон Жуан. Новый миф» пройдут 8 и 9 марта в Губернском...
В год юбилея Чехова Губернский театр поставил спектакль по "Даме с собачкой"
25 февраля 2025
Писатель тоже присутствует на сцене - с картонным Чеховым отдыхающим в Ялте предлагают...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ОТКРОЮТ «ТЕРРИТОРИЮ МУЗЫКИ»
25 февраля 2025
14 марта в Московском Губернском театре пройдет концертная программа «Территория...
«Дама с собачкой» как акт импрессионизма
18 февраля 2025
В Московском Губернском театре в год юбилея Антона Павловича Чехова (165 лет) показали...
Штормовое предупреждение в Московском Губернском театре
17 февраля 2025
Специально для "Ревизора.ru" – о премьере спектакля "Дама с собачкой" в постановке Аллы...
В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Дама с собачкой»
17 февраля 2025
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дама с собачкой» режиссера...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре