18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын». Режиссером-постановщиком работы выступил Григорий Лифанов.
Эта постановка прекрасно вписывается в репертуар Губернского – ретро-драмы давно стали визитной карточкой театра. Теперь, к историям Шукшина из «Энергичных людей» и поэзии шестидесятников из «Поэтического кафе "Луч"» добавилась и настоящая вампиловская классика.
Художественный руководитель театра Сергей Безруков поделился, что рад появлению в афише пьесы «советского Чехова» – Александра Вампилова: «Я очень рад, что в нашем репертуаре появится этот необыкновенно нежный, трогательный и одновременно смешной спектакль. Сейчас такое время, когда всем нам не хватает теплоты, искренности, открытости. И эта история возвращает нас к простым, чистым чувствам и отношениям, которые мы подрастеряли. Она о том, что жизнь всегда дает нам шанс обрести счастье: ведь оно в самых простых, но таких важных вещах – в любви, искренности. Здесь прекрасные актерские работы, каждый из актеров раскрылся по-новому, за что я очень благодарен Григорию Лифанову».
Сюжет пьесы Вампилова рассказывает о двух студентах, оказавшихся без ночлега в чужом городе. Судьба приводит их к дому музыканта Сарафанова, чьим сыном представляется один из героев. Эта случайная ложь полностью меняет жизнь всех персонажей, обнажая проблемы, спрятанные глубоко внутри. Это история о жизни, о простых советских людях, которые, несмотря на личные проблемы и обиды, находят в себе силы на единение и любовь даже к незнакомому человеку, который вдруг становится самым близким.
«Каждая семья проходит через какие-то испытания, потери, встречи и расставания. Это – большая жизнь. Это нормально. Семьи ломаются, рушатся, несмотря на любовь, привычки, обязанности. И иногда нужно просто небольшое "чудесное" вмешательство, чтобы сохранить Дом, семью. Чтобы понять, насколько дороги и прекрасны люди, с которыми ты живешь. Бусыгин — это «спасательный жилет» Сарафановых. Он появился как ангел-скиталец, в нужное время, в нужном месте. И сделал жителей одной небольшой квартирки чуточку счастливее в этом огромном холодном мире. И сам нашел опору, дом, любовь...» – рассказал режиссер-постановщик Григорий Лифанов.
Художник премьеры Дмитрий Разумов рассказал, что главная сценическая задумка премьеры заключалась в отражении настоящего дома: пространство трансформируется из железнодорожной станции в обычный двор, затем сужается до комнат среднестатистической квартиры. Артисты перемещаются по этому дому – из прихожей в гостиную – так, что зритель может наблюдать сразу два действия, подглядывать за домочадцами Сарафанова и их гостями.
«Пьеса задает место действия: все начинается на вокзальчике небольшого городка, – отметил художник-постановщик. – Мне кажется, это правильный камертон для вхождения в эту историю. Потому что с одной стороны вокзал — это место, где пути сходятся, расходятся, люди встречаются, расстаются. Хотелось структуру, которая заложена в драматургии, проявить в пространстве. На контрасте соединить вокзал, как проходное место, - и место семейного очага. И на фоне этих проходящих электричек возникает пространство дома, семьи. Мы наблюдаем за происходящим как будто из окна поезда – платформа с домом Сарафановых подъезжает, затем удаляется. В этом есть некий космос, главное мерило которого – человек, семья».
Весь спектакль выполнен в яркой, аутентичной эстетике 60-х и 70-х годов: мозаичные панно, джинсы клеш и показ кинофильма «День счастья» в антракте. Создатели спектакля переносят зрителя в тот самый зал ДК Железнодорожников, где работает Сарафанов, и перемещают в вампиловскую эпоху. Они словно бы делают нас не просто свидетелями семейной драмы, а показывают — это наше прошлое, наш общий дом, ведь все люди - братья.
Особенно удачно артисты выдерживают юмористический градус драматургии Вампилова: любая бытовая ситуация, даже критическая, вроде побега младшего Васеньки из дома или поджога дома Натальи, становится комическим эпизодом, разрешить который можно только единым целым, всей семьей. Подтверждением тому становится и общий естественный тон игры – живые диалоги и открытые, искренние беседы героев действительно показывают настоящие ситуации из жизни реальных людей. Так, баламут Сильва и его песни иллюстрируют ироничность семейной драмы, признания Бусыгина и Нины отражают силу влюбленности молодых людей, а монологи Сарафанова трогают зрителя, заставляя задуматься о скоротечности жизни и важности человеческих отношений.
Леонид Громов, исполнитель главной роли, рассказал, что именно простота существования и искренность его героя так привлекли его в работе. Ведь это история о простых людях, о наших родственниках, о членах семьи любого современного человека.
«Да, она была написана про 60е годы прошлого века, но по-прежнему современна. Через Сарафанова автор напрямую говорит какие-то важные вещи. О том, что каждый человек родится творцом. И каждый в своем деле, по мере сил и возможностей, должен сделать так, чтобы лучшее, что было в нем, осталось после него. Вампилов - идеалист, он верит в человека. Его пьесы напоминают нам о том, что мы люди. Режиссер Григорий Алексеевич Лифанов нежно погрузил нас всех в эту историю. Я ему очень благодарен за эту работу. И с партнерами мне тоже повезло. Репетиции проходили так легко, с любовью, в атмосфере смеха, шуток дружеских. По-семейному. И надеюсь, зрители это почувствуют на спектакле», – высказался артист.
В спектакле также принимают участие Артем Губин, Кирилл Новышев, Тимофей Мельников, Диана Егорова, Полина Галкина, Дмитрий Воркунов, Даниил Вершинин, Евгений Сыркин, Алексей Веретин и другие.