Надежда Макаренко, siapress.ru, 08.09.2015.
Фото Е. Швецова
Гастроли Губернского театра в Сургутской филармонии прошли с аншлагом. Вишенкой на торте трехдневного театрального марафона стал спектакль «Сирано де Бержерак», в котором режиссер и исполнитель главной роли Сергей Безруков, обзаведясь внушительным крючковатым носом и шпагой, более трех с половиной часов крошил врагов и страдал от безответной любви.
Напомним, одноименная пьеса Эдмона Ростана, взятая за основу постановки, повествует о заядлом дуэлянте, солдате, ученом и поэте Сирано, безнадежно влюбленном в свою прелестную кузину Роксану и не смеющем надеяться на взаимность из-за своей уродливой внешности. Ум и красноречие в итоге помогают герою завоевывать сердце красавицы, однако, слишком поздно.
Театр для всех
Губернский театр – это свежий взгляд на классику. Местами даже чересчур. Театральные мэтры любят использовать такую фразу, как «заигрывание с публикой». Может, это именно такой случай. Зрители «Сирано де Бержерака» не могли не заметить, что создатели значительно осовременили пьесу 1897 года.
Шутки ниже гульфика заставляли половину зала заливисто смеяться, пока другая его часть оторопело краснела. Тут вам и «тити», и «каки», и все из той же интимной оперы. Тем не менее, грань допустимого актеры так и не переступили, отделавшись двусмысленными намеками и жестами.
Впрочем, смелая трактовка придает сложному многочасовому спектаклю в стихах жизненного обаяния и, как говорится, приближает его к народу. Равно как и внезапный речитатив Безрукова, вдруг на пару минут превратившегося в рэпера Басту под окном у возлюбленной 19 века. Как знать, может, по-барочному порочные маркизы, ерничанье, переигрывание и пошловатая окантовка спектакля должны были оттенить чистую любовь и высокие чувства героев? Контраст налицо.
Кроме всего прочего, Московский Губернский драматический театр позиционирует себя как «театр для всех» и стремится охватить максимальную аудиторию. Ну а если посмотреть, какая увеселительная передача у нас в России наиболее популярна (например, Comedy Club), то и любовь аудитории к паховому юмору не кажется из ряда вон выходящей.
Дорого, богато
Мощные декорации, мультимедиа-сопровождение и пышные затейливые костюмы актеров сразу бросаются в глаза. Недаром театр привез с собой две многотонные «фуры-дуры» с реквизитом, как метко выразилась на пресс-конференции критик Ольга Галахова.
Каждая часть огромного оформительского конструктора на сцене многофункциональна: чтобы и посидеть, и подраться, и признаться в любви, и умереть зрелищно получилось.
Игра на поражение
Известно, что, несмотря на все просьбы желающих и нехватку свободных мест, организовать два сеанса «Сирано де Бержерака» не представлялось возможным. Дело в том, что в спектакле, по словам директора Сургутской филармонии Якова Черняка, «выплескивается мощнейшая энергетика – такая, что на следующий день физически невозможно это повторить». Посмотрев на то, как выкладывается на сцене Безруков и вся его труппа, в это можно поверить.
С бедолаги Сирано сошло семь потов, он работал на пределе и просто рвал публику в клочья. Карина Андоленко отлично выглядит в роли Роксаны, а в тандеме с необузданным Сирано она по-настоящему расцветает. Недалекий Кристиан, сыгранный Антоном Соколовым, сначала раздражает, потом вы его жалеете, и, наконец, даже любите. Убедителен и герой Григория Фирсова Граф де Гиш. Усы, кружева и платок – вот его документы.
В целом у спектакля очень сильный актерский состав и эффектные массовые сцены. Честно говоря, количество актеров в спектакле настолько велико, что нет возможности перечислить всех исполнителей в одной статье, однако у каждого из артистов была своя минута славы: и у рассудительного Ле Бре, и у кондитера, и у Марты, и у Маргариты, и у капуцина. Также требовательный худрук театра Сергей Безруков заставил свою труппу пройти серьезную подготовку: актеры умеют фехтовать, танцевать и петь. За что им хочется сказать отдельное зрительское «спасибо».
Вообще, тот факт, что люди не уснули на многочасовом спектакле в понедельник вечером после работы, уже говорит о том, что действо удалось. Безруков и его команда держали внимание публики. Она смеялась, боялась, а иногда украдкой утирала слезы. В конце спектакля зал стоял. Аплодисменты не смолкали.
Можно долго спорить об очередной интерпретации уже ставшего классикой «Сирано де Бержерака». Что ж, их десятки и в каждой из них свои нюансы. Однако если театр, как та самая сказочная избушка, поворачивается лицом к зрителю, это всегда хорошо. Хорошо, когда красиво, понятно, весело, пусть с налетом мейнстрима, но для каждого и о самом важном.
Справка: Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак существовал на самом деле. Он родился в 1619 году в Париже, а погиб в 1655 году. Французский драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики и гвардеец, он стал прототипом героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак».
Материал на сайте издания