В МОСКОВСКОМ ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА»
В Московском Губернском театре режиссёр Александр Созонов поставил электродраму «Безымянная звезда» по мотивам пьесы Михаила Себастьяна с Анной Снаткиной и Никитой Пресняковым в главных ролях.
А вы часто любуетесь звёздами? Или вы смотрите на небо, только чтобы узнать погоду и подобрать подходящую обувь? Ничего удивительного, ведь все так и живут! Мона, как и все мы, была слишком занята, чтобы любоваться ночным небосводом, пока бедный учитель географии из захудалого городка Брязы не показал ей Большую Медведицу.
Александр Созонов перерабатывает всем известный сюжет пьесы Михаила Себастьяна, заставляет знакомый по многочисленным постановкам и культовой советской экранизации текст звучать актуальнее. В городе говорят про предстоящие выборы (в зале понимающе подхихикивают), у дочери хозяина городского универмага Вайолки (Диана Егорова) и сына начальника вокзала Икима (Евгений Сыркин) есть бизнес-план (в оригинале у героев не только бизнес-плана, но и любовной линии-то не было). А серый городишко, где на ночь отключают электричество, где все восемь тысяч двести сорок шесть жителей неустанно наблюдают друг за другом, подозрительно напоминает старые, добрые советские времена.
Главная сюжетная линия — внезапная любовь светской львицы Моны (Анна Снаткина) и учителя географии Марина Мирою (Никита Пресняков) изменяет жизнь обитателей Брязы. Необразованная, но очень проницательная столичная красавица в этой провинциальной дыре не только увидела мир в новом, неизвестном для себя свете, но и открыла его истинную красоту другим людям. Оказывается, учитель музыки Удря (Евгений Астафуров) со школы любит мадемуазель Коку (Юлия Романович), а она этого совершенно не замечает и помыкает им, как хочет. Вайолке Мона говорит, что надо идти к своей мечте — пожениться, если им с Икимом так этого хочется, и открыть собственную пекарню, ведь у юноши так хорошо получаются кондитерские изделия. И не важно, что скажут их отцы или другие жители городка!
Мечта Икима и Вайолки сбывается. Григу (Михаил Шилов), столичному сожителю Моны, не удаётся соблазнить юношу деньгами. Очевидно, Икиму нужны не «бабки, тачки и тёлочки», а одна единственная девушка, которую он знает с детства. Кстати, бизнес у них продвигается настолько успешно, что пекарня «Вайолка» становится местной достопримечательностью. Кажется, что город ожил вместе с часами, которые Иким чинит после ухода Моны.
В Брязу приезжают туристы и в финале спектакля начальник станции объявляет, что скорый поезд из Будапешта теперь будет останавливаться в их городе. Среди пёстрой, шумной и весёлой толпы, которая лишь отдаленно напоминает чопорных любителей правил, какими брязцы предстали в начале, прогуливается Удря с мадемуазель Коку. Точнее миссис Удрей — цветущая женщина в белом платье с романтичной причёской едва ли похожа на генерала в юбке — грозу всех жителей города, которая неустанно повторяла о соблюдении правил добрых две трети спектакля.
Но главное нововведение Александра Созонова — неожиданная развязка главной сюжетной линии. Вокзал. Иким чинит часы. Вайолка внезапно целует возлюбленного и этим ставит точку в бесконечном споре своего отца Паску (Александр Фролов) и начальника вокзала (Александр Тютин), которые настроены против свадьбы молодых людей. За этой сценой наблюдает Марин Мирою. Он говорит, что хочет уехать в столицу. «Но ведь Вам нужно два билета?» — спрашивает начальник станции? Зачем? Учитель не хочет возвращаться в Брязу, ему нужен билет в один конец — главное найти любимую. Но тут свет софита падает на Мону в сверкающем платье. Она не уехала! «Часы пошли», — с улыбкой замечает героиня.
Зрители разделяют неожиданный восторг Марина Мирою. До последнего момента кажется, что конец будет таким же пессимистичным, как в пьесе Михаила Себастьяна. Лично я очень благодарна Александру Созонову за подобный финал. Никогда не понимала фразу Учителя «ни одна звезда никогда не отклоняется от своего пути», ведь Мона уже сошла со своей орбиты, поэтому она, собственно говоря, и попала-то в Брязу…
Отдельно хочется похвалить музыкальные номера спектакля. Композитор Александр Карпов, автор стихов Евгений Кубынин, хореограф Ирина Галушкина проделали огромную, кропотливую работу. Текст песен западает в душу, заставляет сопереживать героям и задуматься над собственными проблемами: а не похожа ли наша жизнь на существование по правилам серых жителей Брязы? А что бы я выбрала на месте Моны: деньги и роскошь, которые может дать ей Григ или тихое, скромное счастье, которое с ней разделит Марин Мирою — что нужно женщине? Мужчины переживают подобный выбор в песне Грига. «К чёрту звёзды! Ярче них блестят твои украшения. Меняться поздно. Любовь не больше, чем утешение»... — наставляет столичный богач неопытного Икима, предлагая ему деньги и развратную вседозволенность взамен скучной семейной жизни с Вайолкой.
Думаю, не одна женщина в зале поставила себя на место Вайолки, Моны или мадемуазель Коку в песни «Не жди». «Я ждала от него смелости, но слово отца для него закон», — жалуется Вайолка. «Лишь карты и деньги его друзья. Однажды среди них затерялась я», — поёт Мона. Все они чего-то ждали от возлюбленных, но, увы, их ожидания не оправдались (пока! до финала спектакля ещё далеко).
Отдельно хочется отметить песню «Правильные правила» — гротескный, эмоциональный манифест мадемуазель Коку. И конечно же, исповедь Учителя «Мы все из звёзд» — номер, поставленный Андреем Кольцовым. В исполнение этой песни, в текст, в музыку — заложены аллюзии на церковное песнопение.
Все артисты великолепно справились со своими ролями. На выпады в сторону Никиты Преснякова хочется ответить, что он исполняет роль мечтательного Учителя, одержимого своим научным открытием и без памяти влюбившегося в столичную красавицу, очень профессионально. К тому же, это не первая его театральная работа. До этого он играл главные роли в мюзикле «Чайка» «Театра Луны» и шоу «Воины духа»).
У Анны Снаткиной состоялся музыкальный дебют, к которому она готовилась полтора года. Честно говоря, сначала образ Моны напомнил мне киноработы актрисы, но уже в следующих сценах Анна раскрыла характер своей героини, очень проникновенно передавая её переживания.
Спектакль заставляет сочувствовать героям, вместе с ними испытать жизненные невзгоды и сильную любовь, тщеславие и жажду денег, разочарование и надежду… А главное — постановка Александра Созонова напоминает нам, что нужно любоваться звёздами, ценить тех, кто любит тебя, и идти к СВОЕЙ мечте, а не следовать правилам, навязанными остальными.