Антон Хабаров: «Будь собой, все остальные места уже заняты»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Антон Хабаров: «Будь собой, все остальные места уже заняты»

02 марта 2018
Газета "Культура", Виктория Пешкова

Сыграв Лопахина в «Вишневом саде», недавней премьере Губернского театра, Антон Хабаров приступает к работе в масштабном проекте режиссера Дмитрия Петруня «Валькирия», где ему снова отведена одна из главных ролей. «Культура» встретилась с актером в его родном театре во время краткого затишья перед очередной творческой бурей.

культура: Сегодня Вы невероятно востребованы, но правда ли, что становиться актером не собирались?
Хабаров: Даже и не думал. Я десять лет серьезно занимался бальными танцами, на чемпионатах России брал и «бронзу», и «серебро». Помогал своему педагогу Александру Сергеевичу Коробке вести детскую студию и мечтал стать тренером. Попробовал поступить в институт физкультуры, и срезался. Когда не нашел себя в списках, абсолютно не понимал, что делать дальше. Отец предложил: «Иди на режиссуру любительского театра». Я тогда представления не имел, что это такое. Но пошел. И поступил.
 
культура: Чем покорили приемную комиссию Московского колледжа искусств?
Хабаров: Тем, что за две ночи сочинил пьесу. Для экзамена требовался, конечно, анализ текста, а я вместо этого написал собственное произведение. «После дружбы» называлась, о  разорившемся человеке, от которого все отвернулись. Наивно до невозможности. Первую реплику помню до сих пор. Приходит главный герой домой и говорит: «Надо бы хоть собаку завести, чтобы она мне тапочки приносила». За этот юношеский порыв мне, видимо, и простили то, что я не читал ни Станиславского с Михаилом Чеховым, ни Таирова с Мейерхольдом. Приняли под честное слово, что наверстаю упущенное.
 
культура: И что Вам удалось поставить в столь юные годы?
Хабаров: Ничего. Все-таки режиссура — взрослая профессия. У нас учились ребята за тридцать. Но они с удовольствием брали меня в свои отрывки. Правда, в качестве артиста. Со временем начали удивляться: «А у тебя неплохо получается, может, лучше на актерский попробоваться». Вместе с другом пошел поступать. В итоге везде взяли. С другом меня это, к сожалению, рассорило.
 
культура: Губернский — далеко не первый в Вашем послужном списке. Так долго искали свой театр?
Хабаров: Как любой артист. В театре же приоритеты меняются быстро, и, если ты в них не вписываешься, приходится уходить. В «Современнике», куда я попал после Щепкинского училища, поначалу вырисовывались перспективы, но вскоре настали трудные времена — мне казалось, что работаю в пустоту. Виталий Вульф, видевший все мои спектакли, порекомендовал меня Арцибашеву. Так я оказался в Театре Маяковского, с ходу получив ключевую роль в знаменитой пьесе Пристли «Опасный поворот». Для меня все складывалось благополучно, пока в труппе не назрел раскол. Я ушел за Арцибашевым на Покровку. А когда Сергея Николаевича не стало, судьба привела меня в Губернский.
 
культура: Вам рады и в кино, и на телевидении. Нужен ли популярному актеру театр-дом — такой, какой выстраивает Сергей Безруков?
Хабаров: Я не верю в театр-дом. Скорее в театр-храм, как бы наивно это сейчас ни звучало. Для меня самое главное — то, что мы делаем: репетируем, играем. Остальное второстепенно. Театр актеру необходим, «мышцы» накачиваются только здесь. Над первой сценой «Вишневого сада» мы работали два месяца, в кино ее бы сняли за пару часов.
 
культура: В трактовке Сергея Безрукова «Вишневый сад» стал драмой не Раневской, а Лопахина. Трудно было ломать давным-давно сложившийся стереотип?
Хабаров: Ломать стереотипы — это здорово. Но это не было самоцелью. Мы шли от Чехова, который писал Станиславскому, что Лопахин — нежная душа. Благовоспитанный, интеллигентный человек, возможно, самый интеллигентный в пьесе. И декорацию Чехов описывал как уходящее вдаль поле — необъятное, как Россия. У нас в спектакле все именно так.
 
культура: Вы как-то признались, что не любите премьеры. Успели уже в «Вишневом саде» обжиться?
Хабаров: Думаю, мало найдется актеров, которые их любят. Это всегда стресс. Ты еще не можешь управлять материалом и по большей части только выдаешь результат, на который настроил режиссер. Вот в «Свадьбе Кречинского» — спустя почти полтора года — я уже всем могу управлять.
 
культура: Ваш Кречинский тоже далек от привычного образа — не обаятельный жулик, а беспримесный негодяй.
Хабаров: Мне кажется, таким его и задумал Сухово-Кобылин. И история эта совсем не водевильная, как многие полагают. Кречинского почему-то делают милым прохиндеем, вроде Остапа Бендера, а вот Мейерхольд считал Михаила Васильевича циником, бандитом и преступником. В спектакле он спал на шкурах в окружении семи или восьми бандитов. Так что у нас все еще достаточно мягко.
 
культура: И за рояль Кречинского усадили для усиления контраста? Играть вживую ноктюрн Шопена — Ваша идея?
Хабаров: Нет, режиссера — Гульнары Галавинской. Я нот не читаю, играть не умею. Учил на слух по роликам в YouTube: три секунды смотришь — останавливаешь, повторяешь. Снова и снова, пока не освоишь. Потом следующие три секунды. Я его разучивал, когда снимался в Питере в картине «Новая жизнь». У меня в райдере было условие — не гостиница, а квартира, и обязательно рояль. Представляете, как изумлялись те, кому пришлось это реализовывать? Репетировал по ночам, после смены. Самое сложное было не выучить, а играть и говорить одновременно. Ничего. Справился. В «Вишневом саде» мне уже предложили исполнить Бетховена. Правда, и педагога дали.
 
культура: Играя в спектаклях с великой историей, Ваши коллеги обычно всячески подчеркивают, что работы предшественников принципиально не смотрят. Вы поступаете ровно наоборот, почему?
Хабаров: Я эту манеру перенял у Олега Меньшикова. Он тоже тщательно изучает все, что было сделано в прежние времена. Я все «Сады» пересмотрел, какие смог обнаружить. Нашел даже аудиозапись Высоцкого в роли Лопахина. Мне твердили, что ее не существует, а она висит в «Моем мире». Если можно поучиться у великих, как же этим не воспользоваться, на свою фактуру переложив.
 
культура: В кино Вы нередко играете реальных людей — Харламова в «Славе», Урбанского в «Трюкаче», Щастного в «Троцком». Где в картинах, претендующих на биографичность, должна проходить грань между правдой и вымыслом?
Хабаров: Вымысла быть не должно. Понятно, что диалоги придумывает сценарист, но события, характеры, поступки изобретать нельзя. Когда играл Харламова — проштудировал все, что можно. Мне его партнеры по команде говорили: «В жизни ты на него не похож, а вот на экране — вылитый Валерка!» Это дорогого стоит. А ведь на картине скандал разгорелся: пришлось настоять на увольнении гримера — парик был подобран неверно. Меня уговаривали — мол, какая разница, это же художественный вымысел. А я доказывал, что играю реального человека, у которого остались друзья и близкие, и они должны увидеть на экране родного человека, а не наш «вымысел». Из-за четырех волосинок прослыл снобом и циником, ничего не понимающим в том, что такое кино. Но пришел другой гример, сделал правильный парик и без споров вырисовывал на моем лице оспинки и следы от шайбы, которые были у Харламова.
 
культура: А куда пропал «Трюкач»?
Хабаров: Ждет очереди на Первом канале. Там возникли какие-то проблемы с родственниками Евгения Урбанского, пришлось даже фамилию моему герою поменять.
 
культура: От ролей часто приходится отказываться?
Хабаров: В девяти случаях из десяти. В кино, к сожалению, почти не бывает такого материала, как в театре. Обычно предлагают что-то в стиле «красивый бизнесмен в красивом офисе красиво говорит по телефону». От меня уже три агента ушли, им же заявки продюсеров выполнять надо. Было время, когда я не мог себе позволить отказываться — надо было жильем обеспечить и маму, и свою семью. Снимался, скажем, в «Братанах» — был такой популярный сериал. А потом сказал: «Хватит! Убейте моего персонажа, пожалуйста!» Да, это стабильная работа, хорошие деньги, но надо уметь вовремя остановиться, потому что затягивает. Вот недавно из полутора десятков сценариев выбрал хорошую историю, чем-то напоминающую «Противостояние» Юлиана Семенова. Мне предстоит сыграть человека, похожего по типажу на героя Андрея Болтнева. Снимать будет Дмитрий Петрунь. Рабочее название «Валькирия».
 
культура: Ваша жена Елена тоже актриса. Как отнесетесь к тому, что дети захотят пойти по стопам родителей?
Хабаров: Честно говоря, не хотелось бы. Пока дочка занимается ментальной арифметикой. Сын — шахматами и хоккеем. Всеми своими успехами они обязаны маме, я ведь занят тотально. Восхищаюсь, как ее хватает на все. Понимаю, как важно для детей мужское воспитание, и все свободное время стараюсь проводить с ними. Особенно с Владом. Хочу, чтобы он рос умным, добрым и смелым. И еще дипломатичным. Не лицемером, но именно дипломатом. Это одно из самых важных искусств в мире. Благодаря нему человечество уцелело.
 
культура: Воспитываете своим примером?
Хабаров: По-другому не получается.
 
культура: А главное правило собственной жизни одной строкой сформулировать можете?
Хабаров: Двумя:
 
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
 
Впрочем, и одной могу: «Будь собой, все остальные места уже заняты». Это самое сложное.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
0+
Звёздочка для ёжика

45 минут
Подробнее
14+
Иваново детство
Драма в одном действии
1 ч 40 мин без антракта
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
12+
Вий / За чертой
Ночные кошмары и сладкие сны
1 ч 55 мин с антрактом
Подробнее
16+
Слон
Комедия
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство
22 сентября 2022
24 сентября в 16.30 Московский Губернский театр мы приглашаем юных зрителей и их...
-Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство-
21 сентября 2022
В эту субботу Московский Губернский театр приглашает юных зрителей и их родителей на...
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию‑знакомство
21 сентября 2022
РИАМО - 21 сен. Московский Губернский театр приглашает юных посетителей и их родителей на...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
На этой неделе Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету, сезон. Старт...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
15 сентября Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету сезон. Старт...
Антон Хабаров: Чтобы строить актёрскую карьеру, я полностью отказался от семьи
24 августа 2022
На пробах режиссер сказал мне: "Все хорошо. Но твой герой умирает от чахотки через два...
В Московском Губернском театре рассказали о планах на 10-й сезон
15 августа 2022
В Московском Губернском театре состоялся традиционный сбор труппы, предваряющий новый,...
«УДАЧА МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬСЯ СПИНОЙ»: СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ — О РАБОТЕ В ТЕАТРЕ И КИНО
14 августа 2022
Актер разоткровенничался на открытии юбилейного сезона в Московском Губернском театре. ...
Сергей Безруков: «Работы будет очень много!»
14 августа 2022
Начало сезона, которое в других театрах обычно проходит официально и по-деловому, Сергей...
Московский губернский театр покажет в новом сезоне четыре премьеры
12 августа 2022
В Московском губернском театре на традиционном сборе труппе подвели итоги минувшего...
Московский губернский театр открыл новый сезон
12 августа 2022
Премьера запланирована на 20 октября Московский губернский театр открыл свой...
Сергей Безруков рассказал о новом сезоне в Губернском театре
12 августа 2022
Московский Губернский театр вступает в свой десятый сезон и готовит для зрителей четыре...
В Московском губернском театре в преддверии нового сезона прошёл сбор труппы
12 августа 2022
В Московском губернском театре в преддверии старта нового X сезона прошёл традиционный...
На сборе труппы в Губернском театре Фирс искал барина
12 августа 2022
Один за одним открыли сезоны два театра, которые отметили свои небольшие юбилеи: Центр...
Московский Губернский и театр «У Никитских ворот» открыли юбилейные сезоны
12 августа 2022
Сборы трупп провели юбиляры предстоящего театрального сезона. Московский Губернский театр...
Московский Губернский театр анонсировал премьеры сезона 2022-2023
12 августа 2022
11 августа 2022 года Московский Губернский театр открыл юбилейный 10-ый театральный...
11 августа, 19:02 Губернский театр готовит новые постановки "Собака на сене" и "Женитьба. Почти по Гоголю"
11 августа 2022
В юбилейный сезон театр запланировал гастрольный тур и покажет свои спектакли в более чем...
Московский Губернский театр поедет на гастроли в 12 регионов
11 августа 2022
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов в новом сезоне МОСКВА, 11...
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов, в том числе в Рязань
11 августа 2022
РИА Новости. Московский Губернский театр в юбилейном десятом сезоне поедет в гастрольный...
Студенты Сергея Безрукова из Донбасса выйдут на сцену Губернского театра
11 августа 2022
Недавно Сергей Безруков рассказал, что будет преподавать актерское мастерство для...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре