Татьяна Кочетыгова, Вечерний Барнаул
Гвоздь гастрольного сезона в Барнауле – спектакль «Пушкин», режиссером и исполнителем главной роли в котором стал народный артист России Сергей Безруков.
Сразу скажем, что спектакль был добротным, что немало удивило зрителей, привыкших к московским антрепризам на тему «трое под одеялом», количество действующих лиц в «Пушкине» тоже впечатлило. Не лишним будет упомянуть, что сценарий к спектаклю написал отец Сергея Безрукова – Виталий Безруков. Образ Пушкина был воссоздан довольно хрестоматийно, нам даже подумалось, что не было бы лишним показывать телеверсию спектакля в российских школах, так как факты жизни великого русского поэта там изложены довольно последовательно и внятно.
Меж двух огней
Заранее изучив отзывы о спектакле, который был поставлен в 2011 году, мы узнали - некоторых напрягало, что игра актеров на сцене сочеталась с демонстрацией кинокадров. На самом деле сочетание довольно гармоничное, каждый кадр к месту. Ну, а теперь по порядку. Первый фрагмент спектакля – довольно узнаваемый – приезд Ивана Пущина, или Жанно, как называл его Пушкин по старой лицеистской привычке, в Михайловское, политическую ссылку великого поэта. За дружеским застольем Жанно выбалтывает Александру Сергеевичу план будущего восстания на Сенатской – события, изменившего ход истории России. С этой сцены начинается основная линия спектакля – противостояние поэта и царя, власти, приведшее к печальному финалу Пушкина.
Первая часть спектакля о Пушкине – гуляке, игроке и жизнелюбце, не обремененном обязательствами. Даже надзор отца, слежка царской охранки не смогли сломить его дух. Во второй части Пушкин женится на Наталье Гончаровой. Начинается вторая сюжетная линия – противостояние Пушкина и Дантеса. Причем Дантес олицетворяет здесь высший свет, завидующий Пушкину и ждущий, когда он оступится. Обе сюжетные линии переплетаются, отсюда негласный заговор против Пушкина, принятие его в клуб рогоносцев, сводничество сестры Натали и так далее.
Одна из тем, затронутых в спектакле, – личные отношения Пушкина и царя Николая I, а также Пушкина и Бенкендорфа, диалоги героев явно выросли из анекдотов. Например, Бенкендорф спрашивает Николая I, который только что ознакомился с донжуанским списком Пушкина:
– Что будем делать, ваше превосходительство?
– Завидовать, – отвечает Николай I.
Сам Пушкин при встрече с царем довольно смел, ироничен, строит гримасы в зал, брезгливо целуя руку императора. В спектакле, вообще, много юмора, иронии, посылов в сегодняшний день и вместе с тем много трагических моментов. Например, довольно сильно развит мотив рока, преследующего поэта всю жизнь. Существует легенда, по которой Пушкину нагадала цыганка, что в 37 лет он погибнет от руки белого человека. Дантес, как известно, был блондином. Любовь к Натали тоже подана в спектакле как рок, нависший над гением. Ради этой женщины Пушкин приносит в жертву свободу, талант, получает унизительную должность камер-юнкера при дворе. Поэт выполнил свою миссию, и сейчас трудно найти в России человека, который не знает имени Натальи Гончаровой.
Последняя дуэль
Развязка спектакля – дуэль на Черной речке. Кинофрагмент, транслируемый в спектакле, довольно узнаваем, он не снят специально для спектакля, а взят из фильма Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль» и несет в себе очень сильный эмоциональный посыл. Надо сказать, что спектакль «Пушкин» и упомянутый фильм перекликаются и в диалогах Пушкина с Натали.
В заключение хочется сказать, что Безруков не обманул ожиданий публики, спектакль смотрелся на одном дыхании, зал долго не отпускал артиста аплодисментами. Образ Пушкина был подан многомерно, с трагическими нотками, с исстрадавшейся русской душой, изболевшейся за Родину. Хотелось бы отметить и игру других актеров. Сергей Сафронов в роли Николая I был очень убедителен и сумел показать не только властного самодержца, но и натуру тонкую, ироничную, вызывающую неоднозначное к себе отношение. Валерия Минина в роли крепостной девки отца Пушкина Ольги Калашниковой (одна из влюбленностей поэта во время его ссылки в Михайловском) была очень колоритна. Перед зрителями она предстала в начале спектакля и благодаря своему изумительному пению смогла удержать внимание зала, несмотря на дружный строй опаздывающих.
Натали сыграла молодая актриса Евгения Нохрина. Она внешне очень похожа на Анну Снаткину, сыгравшую Наталью Гончарову в фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Ей удалось передать ощущение чистоты, непорочности, непричастности ко всему, что о Наталье говорил высший свет. Натали осталась для Пушкина идеалом, ради которого он шел на смерть.
Невозможно не отметить толково сделанные декорации: многослойный занавес, передвижные колонны, на всем оттиски черновиков Пушкина с его характерными рисунками и зачеркиваниями. Таким образом, действие спектакля дается словно через призму творчества поэта, через даль столетий. Думается, что после спектакля пылящиеся на полках томики Пушкина обретут нового читателя, который откроет для себя в произведениях русского писателя целый мир.