Байопик
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

Байопик

17 Июля 2017
Ирина Кравченко, STORY, № 7-8 июль-август 2017

sb-1212-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Биографическая картина», «фильм-биография», как расшифровывается и переводится английское сокращение «байопик», востребована сегодня у зрителя едва ли не больше других кино- и театральных жанров. Почему?

Анна Ахматова, как вспоминают, говорила: для неё на свете интересны две вещи – сплетня и метафизика. Поэт выразил то, что питает каждого смертного: любопытство к сиюминутному – и вечному. Оттого с незапамятных времён процветает жанр биографии, как раз соединивший рассказ из повседневности и неподвластное времени, которое «тлена убежит». Театр давным-давно, ещё во времена античности, обратился к историям жизни: древнегреческие трагедии в большинстве своём биографии, пусть обычно и вымышленных героев, в ту пору правду и миф не различали. Спустя столетия другое массовое искусство, кинематограф, вплотную занялось биографиями в картинках.

Считается, что открыл байопик сто с лишним лет назад, на рубеже веков, Жорж Мельес, влюбившийся в только-только возникшее кино после того, как побывал на одном из премьерных сеансов соотечественников – братьев Люмьер. Он, кстати, пожелал купить у них камеру-проектор, но братья отказали, будучи уверенными, что скоро забава людям надоест, а потому надо, избегая конкуренции, по-быстрому стричь купюры. Мельес приобрёл аппарат у англичан и пошёл делать то, что потом назвали короткометражками, а тогда только их и снимали. Француз и стал создателем первых байопиков.
Так кинематограф обнаружил золотую жилу и пошёл разрабатывать её вовсю. Вскоре выяснилось, что публике всё равно, про кого смотреть – хоть про современника, хоть про фараона. Человек из незапамятных времён даже интереснее, поскольку в данном случае у автора больше простора для фантазии и зрителю увлекательнее. В Голливуде вообще быстро сообразили, что байопик – золото, во всех смыслах, и принялись развивать целое направление, а именно фильм-пеплум: роскошные экранные постановки из жизни античных и библейских персонажей.

Зрелищность, убедительность в «повествовании» об известном человеке – великое дело, под этим соусом зрителю можно подать любую идею, особенно когда он готов делать с кого-то жизнь. Достаточно вспомнить картины Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые Эйзенштейн снимал под верховным руководством. Но старался, например, показать своего царя живым и противоречивым, в итоге вторая серия вызвала гнев новых опричников, выпустивших отдельное постановление о фильме и сравнивших получившегося у режиссёра и Николая Черкасова самодержца со «слабохарактерным» Гамлетом.

Однако всякая историческая личность по натуре сложна, особенно художник, и кинематограф постепенно открыл для себя, что психологические лабиринты того, кто творит искусство, – сюжет не хуже шекспировского. Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Сергей Есенин или Владимир Высоцкий здесь идеальные протагонисты. Внутренняя жизнь богатая, фактическая тоже, и документальных свидетельств достаточно. Единственное, что действительность, которая лежит в основе таких картин, диктует своё непреложное правило: не наври. Существует тонюсенькая нить, которую вообще-то в любом байопике, даже фантастическом, нельзя выпустить из руки, и это – логика реального характера. Можно домыслить то, о чём сведения до нас не дошли, но пойти против правды нельзя, и не потому, что после выхода картины станут уличать в подтасовке фактов. Байопик должен быть сделан так, чтобы незнатоки, а их подавляющее большинство, поверили, а это трудно: зритель, может, чьей-то биографии совсем не знает, но чувствует, где его надувают. Каждая состоявшаяся жизнь, – а у художника, учёного или императора она такова, – выстроена идеально, сколько бы крутых горок в ней ни было. Там нет не продуманного, причём не самим человеком, берите выше. Поэтому, честно говоря, нелёгкая это задача – постигать замысел, который происхождения вовсе не земного.

Один из тех, кто берётся за такую работу, — актёр и режиссёр Сергей Безруков, снявшийся в роли и Пушкина, и Есенина, и Высоцкого.

Когда артистов спрашивают об их жизни, они нередко отвечают: «Смотрите меня в фильмах и спектаклях – там всё сказано». Писатели: «Читайте мои книги». Композитор напомнит, чтобы слушали его музыку, оттуда, видимо, станет понятным, как он, например, влюбился в свою будущую жену. А жизненные подробности важны, но вот для чего? Готовя спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» в Московском Губернском театре, что такого вы узнали, погрузившись в биографию поэта и актёра, чего не раскрыли бы вам его песни и роли?

– Жизнь гения позволяет понять природу его творчества. В самом деле, его биография – мощный источник вдохновения. У Высоцкого это стихи, которые он читал в детстве, стоя на табуретке. Мама объявляла: «Народный артист Советского Союза Владимир Высоцкий!», — он читал, а после выступления, не слезая с табуретки, по маминой подсказке, раскланиваясь. Причём читал, не выговаривая «л» и «р» – буквы, которые потом только он и умел петь. Это и проводы отца на фронт, когда сын обернулся, а папа уже машет ему из окна отходящего поезда. Это послевоенное детство, коммунальная жизнь… И так далее, много фактов. Но реальность переплетена у нас с мифами и легендами, потому что они тоже стали реальностью. В советские времена думали – Высоцкий и воевал, и в тюрьме сидел, поскольку он так передавал ощущения фронтовиков, заключенных, людей самых разных профессий, что всем верилось: он тоже прошел через все это, он – свой. Убери мифы – и получится ложь, правы были древние греки. Потому у нас в названии спектакля стоит слово «легенда», и слово «рождение» тоже: нам интересно, как она возникла.

Но миф, складывающийся в результате живого процесса – стремления как можно лучше узнать человека, который от большинства далеко, почему публика и включает воображение, так вот миф может подменяться идеализацией, чем-то насильственным. Автор книги или режиссёр фильма нарисовал себе некую схему, пусть даже стройную, и старается всё в неё уложить, не понять жизнь другого, не постичь её закономерности, но выстроить заново. Большинство байопиков и биографических книг сегодня делается именно так: а создадим-ка мы свой миф, тем более что и новое слово сказать надо, не старое же перепевать. Затягивает каждый на собственный лад, и один и тот же известный человек выходит то славянофилом, то западником, то пацифистом, то милитаристом, то желающим убежать от государева ока, то носителем имперского сознания. Особенно мило, когда принимаются утверждать: ну, такой-то, живи сейчас, был бы на нашей стороне. А на «нейтральной полосе», хотя она вовсе не нейтральная, а просто своя, «своя колея», он бы находиться не мог?

– Идеализация реальных персонажей у нас идёт ещё с советских времён, установивших культ героев, людей, с которых делали жизнь. Рассказ о героическом не существует без желания чего-то не упоминать, а что-то вывести на первый план. Это даже не потому, что кто-то хочет солгать, залакировать действительность, просто таковы законы жанра: для него есть вещи главные и второстепенные. Неважно, каков герой в быту, важно, почему он совершил подвиг. У нас, русских, жизнь вообще нелёгкая, поэтому мы нацелены на её преодоление, отсюда и пантеон тех, кто возвысился над трудностями. От жизненных тягот — и любовь к сказкам, где добро побеждает зло. Если мы разрушаем сказку, окромя неприятного осадка, для нас ничего не остаётся.

Потому что разрушаем стройную конструкцию? Чем меньше гармонии в реальности, тем сильнее тяга к ней. Не зависть к успешному, наоборот – желание, чтобы у того, кто стоит на пьедестале, не обнаружилось изъянов. «Зачем вы нам это показали? Не хотим знать!» Потому что любимый народом человек ещё и залог того, что может быть «всё хорошо». Но как же с правдой?

– Думаю, в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», мы показали живого человека, но одновременно – героя. Он, по большому счёту, преодолевает всё – в том числе и те негативные вещи, о которых кто-то не хочет знать.

Та же болезнь. Как человека – Высоцкого сломила, но как поэта – нет. Как поэт он победил даже смерть, значит, выжил в своём главном качестве. Но если бы Высоцкий не пил, «не сказать – ещё хужей»…

– Не могу такого представить, это было бы, конечно, хорошо, но это был бы не Высоцкий. От его песен ощущение огня, пожара, и всё, что происходило в его жизни, напоминает пламя. Владимир Семёнович себя, получается, сжигал, но люди грелись у этого костра и греются. Хотя… Тут ничего нельзя ни понять до конца, ни объяснить, это не в наших возможностях. В любой биографии есть границы, за которые не перейдёшь, можно только их обозначить.

Ещё лет тридцать назад яркие костры горели, даже не знаешь, как к этому относиться… Сегодня художники живут дольше, и живут в целом спокойнее. Нашли способ?

– Откуда мы знаем, что их нет, ярко горящих? Высоцкого тоже далеко не сразу признали как поэта, сначала – как актёра. Эльдар Рязанов, помню, рассказывал, что где-то в начале 70-х задумал снимать картину о Сирано де Бержераке и позвал на главную роль Евгения Евтушенко. Пробовались великолепные актёры, но Рязанову хотелось снимать Евтушенко: поэт играл бы поэта. Худсовет его не утвердил, Рязанов на другую кандидатуру не согласился. А Высоцкий сам напросился на пробы, он так хотел сыграть Сирано, это была его роль, его тема! Рязанов, как сам вспоминал, ответил ему: «Володь, я хочу снимать поэта…» Это сказать Высоцкому! «Эльдар Александрович, я тоже пишу…» – «Володь, я слышал твои песни, но я хочу снять поэта». В 75-м году Рязанову подарили кассету с песнями Высоцкого, Эльдар Александрович поехал в пансионат, поставил её в магнитофон… и все двадцать четыре дня слушал Высоцкого. Весь пансионат слушал, потому что Рязанов начал выставлять магнитофон в коридор, чтобы люди могли разделить его восторг. Вернувшись в Москву, он позвонил Высоцкому и сказал, что стал поклонником его поэзии, что он настоящий поэт. «Теперь сняли бы меня в роли Сирано?» – «Теперь бы снял…»

А Есенину отец советовал быть «волостным», не понимал его поэзии. Сын пытался отстоять перед родителем свой дар: «Ведь меня и через сто лет читать будут». И у коллег он сначала числился по разряду «крестьянских поэтов». Серебряный век, столько громких поэтических имён, а тут – словно в стороне человек. Есенин расстраивался, зная, что он – поэт, без всяких определений.

Ради того, чтобы состояться как художнику, человек одарённый не может заглушать себя. Там, где другой справится с собой, талантливый не подумает сдерживаться, потому что вместе с «негативом» задавит настоящее. Да и негатив я недаром взяла в кавычки: прав был пушкинский персонаж, когда сказал, что «гений и злодейство – две вещи несовместные». Ошибки могут быть…

– Слабости, я бы сказал. Но если мы готовы читать про человека, смотреть о нём фильм или спектакль, не говорю о тех, кто создаёт эти произведения, погружаясь в биографии и столько узнавая, – мы уже настроены на то, чтобы всё понять и всё принять. И вообще, талантливый человек оставляет нам целый мир, за который мы должны быть благодарны. Так что о чём тут ещё рассуждать?
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Маленькая колдунья
По мотивам сказки О. Пройслера
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
6+
Вождь краснокожих
Вестерн для детей
1 ч 20 мин, без антракта
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Премьеру "Безымянной звезды" МГТ покажет осенью
08 Апреля 2021
МОСКВА, 8 апр - Пресс-служба Московского Губернского театра. Московский Губернский театр...
Галина Бокашевская: “Приглашение Безрукова восприняла как розыгрыш”
08 Апреля 2021
Недавно в московском Доме кино прошёл юбилейный вечер заслуженной артистки России...
В Московском Губернском театре представят свою версию «Безымянной звезды»
07 Апреля 2021
Ранее пьесу Михаила Себастьяна адаптировали в виде фильма с Анастасией Вертинской и...
Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
05 Апреля 2021
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где...
Сергей Безруков представит в Минске премьеру спектакля «Дядя Ваня»
26 Марта 2021
Спектакль режиссера Сергея Безрукова, поставленный по одной из самых известных пьес...
Безруков, Бутман, Прилепин, Голубкина получили премию Минобороны
24 Марта 2021
Наталия Губернаторова Глава российского военного ведомства Сергей Шойгу 24...
«Помогать патриотическому настрою»: Безруков о премии МО в области культуры и искусства
24 Марта 2021
Андрей Аркадьев, Ирина Лосик Награду за вклад в развитие культуры получили актер,...
Шойгу вручил премию Минобороны РФ артисту Безрукову
24 Марта 2021
Юрий Гаврилов Вечером в среду, 24 марта в Центральном академическом театре Российской...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре