Без надежды на пробуждение: Сергей Безруков поставил спектакль «Сон разума»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Без надежды на пробуждение: Сергей Безруков поставил спектакль «Сон разума»

05 декабря 2015
Юлия Чечикова, m24.ru, 3.12.2015.

551768.483xp
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Курс, намеченный Сергеем Безруковым для Губернского театра, не претерпел изменений в этом сезоне: худрук, как и прежде, следуя своим убеждениям, продолжает вводить в репертуар спектакли по классике. Год назад творческие устремления труппы оказались сконцентрированы вокруг пьес Островского, в этот раз Безруков обратился к наследию Гоголя, как и в прошлой своей режиссерской работе обозначив интертекстуальные связи с другими произведениями «самой загадочной фигуры русской литературы». В поле зрения Безрукова попала короткая повесть «Записки сумасшедшего».

Безруков полностью перекроил гоголевский текст, отойдя от жанра дневниковых записок. В его версии особое значение приобретают акцентированные слова («нуль», «Сатана», «матушка»), звучащие рефреном фразы, ключи к характеру Аксентия Поприщина. Для главного героя этой мрачной истории не существует реальности, времени (его часы вечно показывают «пора»), нет Невского проспекта, нет блеска балов Санкт-Петербурга, нет ничего, что бы могло вывести его из лабиринта кошмаров. С монстрами, регулярными гостями из недр подсознания, диалог, кажется, давно налажен, и страха перед ними нет – они всего лишь спутники главных фобий Поприщина. Влачащий жалкое существование мелкий чиновник в свои 42 года не получил от жизни ничего – ни положения в обществе, ни стабильного дохода, ни невесты с состоятельным родителем.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Ощущение никчемности, отчаяние и осознание того, что перемены в его судьбе возможны только к худшему – все эти ужасы монолога перед зеркалом с присказкой «Я дворянин!» заставляют Поприщина искать освобождения от страданий в альтернативной реальности. Но в какой-то момент еще не угасшее понимание ценности собственной жизни порождает в герое сопротивление. В чем-то очень наивный, но ужасно романтичный Поприщин видит себя новым королем Испании. Политическая тема в спектакле затронута лишь слегка, но аутентичный гоголевский текст выдержан в духе времени: «Удивляет меня чрезвычайно медленность депутатов. Какие бы причины могли их остановить? Неужели Франция? Да, это самая неблагоприятствующая держава».

Поприщин бьется за свою свободу с выдуманными врагами, как Дон Кихот с ветряными мельницами: сражается на корриде с быком, который выглядит как Нос из одноименной повести, с гигантским столом (аллегорическое воплощение чиновничьего Департамента). Но хэппи-энда ни Гоголь, ни Безруков для Поприщина не видят. Последний монолог перед неминуемым погружением во мрак звучит как молитва.

510478.483xp
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Сергей Безруков сделал очень сложный спектакль, безусловно, выигрышный по своей идее. Фантасмагорический мир Поприщина создавался с помощью приглашенных из Цирка на Цветном бульваре специалистов по трюкам – Юрия и Дениса Осиповых и иллюзиониста Вадима Савенкова. Движение на сцене прекращается только в момент наивысшего отчаяния героя – в финале. Суета как признак нездоровой работы разума считывается зрителем, но затрудняет восприятие реплик главного героя. Уследить за всем происходящим на сцене невозможно, и мизансцены, которые хотелось бы посмаковать, пролетают перед глазами.

Себе в партнеры Безруков взял чисто мужскую компанию, и даже роль Софи, дочки начальника департамента, барышни, явно пришедшей в «Сон разума» из «Сказок Гофмана», исполняет Илья Ярцев. Еще одна яркая актерская работа в этом спектакле принадлежит Александру Фролову, главному среди монстров. Меняя маски, он ведет с главным героем сложную психологическую игру, провоцируя его при этом на смелые действия.

Сергей Безруков, конечно, поставил перед собой задачу повышенной сложности и воплотил замысел, задействовав спецэффекты, которые не часто проникают в драмтеатр, при этом режиссер сумел найти баланс между технологичной составляющей и гротесковостью истинно гоголевского мира.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Собака на сене
Комедия
3 часа с антрактом
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа 30 минут с антрактом
Подробнее
12+
Чужие берега
Поэтический спектакль
2 часа 30 минут с антрактом
Подробнее
Последние статьи
В Губернском театре героев «Ревизора» заставили читать рэп
21 ноября 2025
Слава фильма «История Александра Пушкина. Пророк», собравшего в 2024 году в прокате свыше...
Хип-хоп спектакль по комедии Гоголя представляет Губернский театр
21 ноября 2025
Текст Гоголя звучит под бит, а чиновники читают рэп о страхе перед ревизором. ...
В Губернском театре пройдет премьера хип-хоп спектакля "Ревизор"
21 ноября 2025
Московский губернский театр 21 и 22 ноября представит премьеру спектакля "Ревизор:...
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре