Без надежды на пробуждение: Сергей Безруков поставил спектакль «Сон разума»: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Без надежды на пробуждение: Сергей Безруков поставил спектакль «Сон разума»

05 декабря 2015
Юлия Чечикова, m24.ru, 3.12.2015.

551768.483xp
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Курс, намеченный Сергеем Безруковым для Губернского театра, не претерпел изменений в этом сезоне: худрук, как и прежде, следуя своим убеждениям, продолжает вводить в репертуар спектакли по классике. Год назад творческие устремления труппы оказались сконцентрированы вокруг пьес Островского, в этот раз Безруков обратился к наследию Гоголя, как и в прошлой своей режиссерской работе обозначив интертекстуальные связи с другими произведениями «самой загадочной фигуры русской литературы». В поле зрения Безрукова попала короткая повесть «Записки сумасшедшего».

Безруков полностью перекроил гоголевский текст, отойдя от жанра дневниковых записок. В его версии особое значение приобретают акцентированные слова («нуль», «Сатана», «матушка»), звучащие рефреном фразы, ключи к характеру Аксентия Поприщина. Для главного героя этой мрачной истории не существует реальности, времени (его часы вечно показывают «пора»), нет Невского проспекта, нет блеска балов Санкт-Петербурга, нет ничего, что бы могло вывести его из лабиринта кошмаров. С монстрами, регулярными гостями из недр подсознания, диалог, кажется, давно налажен, и страха перед ними нет – они всего лишь спутники главных фобий Поприщина. Влачащий жалкое существование мелкий чиновник в свои 42 года не получил от жизни ничего – ни положения в обществе, ни стабильного дохода, ни невесты с состоятельным родителем.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Ощущение никчемности, отчаяние и осознание того, что перемены в его судьбе возможны только к худшему – все эти ужасы монолога перед зеркалом с присказкой «Я дворянин!» заставляют Поприщина искать освобождения от страданий в альтернативной реальности. Но в какой-то момент еще не угасшее понимание ценности собственной жизни порождает в герое сопротивление. В чем-то очень наивный, но ужасно романтичный Поприщин видит себя новым королем Испании. Политическая тема в спектакле затронута лишь слегка, но аутентичный гоголевский текст выдержан в духе времени: «Удивляет меня чрезвычайно медленность депутатов. Какие бы причины могли их остановить? Неужели Франция? Да, это самая неблагоприятствующая держава».

Поприщин бьется за свою свободу с выдуманными врагами, как Дон Кихот с ветряными мельницами: сражается на корриде с быком, который выглядит как Нос из одноименной повести, с гигантским столом (аллегорическое воплощение чиновничьего Департамента). Но хэппи-энда ни Гоголь, ни Безруков для Поприщина не видят. Последний монолог перед неминуемым погружением во мрак звучит как молитва.

510478.483xp
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Сергей Безруков сделал очень сложный спектакль, безусловно, выигрышный по своей идее. Фантасмагорический мир Поприщина создавался с помощью приглашенных из Цирка на Цветном бульваре специалистов по трюкам – Юрия и Дениса Осиповых и иллюзиониста Вадима Савенкова. Движение на сцене прекращается только в момент наивысшего отчаяния героя – в финале. Суета как признак нездоровой работы разума считывается зрителем, но затрудняет восприятие реплик главного героя. Уследить за всем происходящим на сцене невозможно, и мизансцены, которые хотелось бы посмаковать, пролетают перед глазами.

Себе в партнеры Безруков взял чисто мужскую компанию, и даже роль Софи, дочки начальника департамента, барышни, явно пришедшей в «Сон разума» из «Сказок Гофмана», исполняет Илья Ярцев. Еще одна яркая актерская работа в этом спектакле принадлежит Александру Фролову, главному среди монстров. Меняя маски, он ведет с главным героем сложную психологическую игру, провоцируя его при этом на смелые действия.

Сергей Безруков, конечно, поставил перед собой задачу повышенной сложности и воплотил замысел, задействовав спецэффекты, которые не часто проникают в драмтеатр, при этом режиссер сумел найти баланс между технологичной составляющей и гротесковостью истинно гоголевского мира.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
6+
Остров сокровищ
Приключения
2 часа 20 минут, антракт
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Восемь женщин
Оперетта/мюзикл
2 часа
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре