Без надежды на пробуждение: Сергей Безруков поставил спектакль «Сон разума»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Без надежды на пробуждение: Сергей Безруков поставил спектакль «Сон разума»

05 декабря 2015
Юлия Чечикова, m24.ru, 3.12.2015.

551768.483xp
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Курс, намеченный Сергеем Безруковым для Губернского театра, не претерпел изменений в этом сезоне: худрук, как и прежде, следуя своим убеждениям, продолжает вводить в репертуар спектакли по классике. Год назад творческие устремления труппы оказались сконцентрированы вокруг пьес Островского, в этот раз Безруков обратился к наследию Гоголя, как и в прошлой своей режиссерской работе обозначив интертекстуальные связи с другими произведениями «самой загадочной фигуры русской литературы». В поле зрения Безрукова попала короткая повесть «Записки сумасшедшего».

Безруков полностью перекроил гоголевский текст, отойдя от жанра дневниковых записок. В его версии особое значение приобретают акцентированные слова («нуль», «Сатана», «матушка»), звучащие рефреном фразы, ключи к характеру Аксентия Поприщина. Для главного героя этой мрачной истории не существует реальности, времени (его часы вечно показывают «пора»), нет Невского проспекта, нет блеска балов Санкт-Петербурга, нет ничего, что бы могло вывести его из лабиринта кошмаров. С монстрами, регулярными гостями из недр подсознания, диалог, кажется, давно налажен, и страха перед ними нет – они всего лишь спутники главных фобий Поприщина. Влачащий жалкое существование мелкий чиновник в свои 42 года не получил от жизни ничего – ни положения в обществе, ни стабильного дохода, ни невесты с состоятельным родителем.


Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Ощущение никчемности, отчаяние и осознание того, что перемены в его судьбе возможны только к худшему – все эти ужасы монолога перед зеркалом с присказкой «Я дворянин!» заставляют Поприщина искать освобождения от страданий в альтернативной реальности. Но в какой-то момент еще не угасшее понимание ценности собственной жизни порождает в герое сопротивление. В чем-то очень наивный, но ужасно романтичный Поприщин видит себя новым королем Испании. Политическая тема в спектакле затронута лишь слегка, но аутентичный гоголевский текст выдержан в духе времени: «Удивляет меня чрезвычайно медленность депутатов. Какие бы причины могли их остановить? Неужели Франция? Да, это самая неблагоприятствующая держава».

Поприщин бьется за свою свободу с выдуманными врагами, как Дон Кихот с ветряными мельницами: сражается на корриде с быком, который выглядит как Нос из одноименной повести, с гигантским столом (аллегорическое воплощение чиновничьего Департамента). Но хэппи-энда ни Гоголь, ни Безруков для Поприщина не видят. Последний монолог перед неминуемым погружением во мрак звучит как молитва.

510478.483xp
Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Сергей Безруков сделал очень сложный спектакль, безусловно, выигрышный по своей идее. Фантасмагорический мир Поприщина создавался с помощью приглашенных из Цирка на Цветном бульваре специалистов по трюкам – Юрия и Дениса Осиповых и иллюзиониста Вадима Савенкова. Движение на сцене прекращается только в момент наивысшего отчаяния героя – в финале. Суета как признак нездоровой работы разума считывается зрителем, но затрудняет восприятие реплик главного героя. Уследить за всем происходящим на сцене невозможно, и мизансцены, которые хотелось бы посмаковать, пролетают перед глазами.

Себе в партнеры Безруков взял чисто мужскую компанию, и даже роль Софи, дочки начальника департамента, барышни, явно пришедшей в «Сон разума» из «Сказок Гофмана», исполняет Илья Ярцев. Еще одна яркая актерская работа в этом спектакле принадлежит Александру Фролову, главному среди монстров. Меняя маски, он ведет с главным героем сложную психологическую игру, провоцируя его при этом на смелые действия.

Сергей Безруков, конечно, поставил перед собой задачу повышенной сложности и воплотил замысел, задействовав спецэффекты, которые не часто проникают в драмтеатр, при этом режиссер сумел найти баланс между технологичной составляющей и гротесковостью истинно гоголевского мира.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
16+
Сорок первый
Драма
1 ч 30 мин
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Приключения
2 часа, один антракт
Подробнее
16+
Прекрасное Далёко
Мелодрама
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Московский Губернский театр представляет инклюзивный спектакль «Голубое и зелёное»
20 февраля 2024
25 и 26 апреля Московский Губернский театр представит четвертую премьеру сезона –...
Инклюзивный спектакль «Голубое и зеленое» покажут в Московском Губернском театре в апреле
20 февраля 2024
Спектакль станет четвертой премьерой сезона Губернского театра. Его уникальность в том,...
Актриса Анастасия Дворянская: Я хочу всегда выглядеть как настоящая женщина
06 февраля 2024
Анастасия Дворянская родилась в Москве. В детстве занималась музыкой, танцами, выступала...
Московский Губернский театр отметил 10-летие
13 января 2024
Гостей ждали сюрпризы Неформальные встречи с артистами, экскурсии и мастер-классы от...
Московский Губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
В честь круглой даты со дня основания гостям показали перформанс, поставленный Сергеем...
Первый юбилей Московского Губернского театра отметили особой праздничной программой
13 января 2024
Необычный подарок преподнес зрителям Губернский Московский театр. Уникальная...
Московский губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
Московский губернский театр (МГТ) отметил свой 10-й день рождения. Праздничную атмосферу...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре