«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание

18 ноября 2024
Анна Ентякова, КиноРепортер
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника Вигг решила в оригинальном формате, оттолкнувшись от профессии ключевых героев и подсветив те уголки актерской жизни, куда чужаков пускать не принято. Все пространство Малой сцены превращено в гримерку, которую персонажи будут мерить геометрически выверенной поступью (сценограф – Николай Слободяник). Занавес поднят, и в полутьме стеклянные сферы, расставленные перед многочисленными зеркалами, кажутся потухшими лампочками. Но когда свет зажигается, оказывается, что это бокалы, в которых красноватыми искрами мерцает вино.

Ирина Безрукова, играющая Кручинину, выходит к залу с микрофоном в руках, что неподготовленного зрителя способно сбить с толку: перед ним не то чужой сон, который невозможно с себя стряхнуть, не то открытый кастинг на события давно прожитой, но все еще саднящей жизни. Кручинина и сама не рада вспоминать былое, но рану бередят знакомые места, где она лишилась и любимого человека (его повзрослевшую версию, полную надменного превосходства, метко играет Евгений Гомоной), и маленького сына. Не в силах выносить прошлое и нынешнее, почти механически вздрагивая, она опрокидывает один бокал за другим и считает дни до отъезда.

Другим ехать некуда, но и они заняты тем же – от безысходности, страха, зависти, досады. А что еще остается, кроме того, как толочься в буфете да строить козни? Провинциальная обстановка не умаляет широту человеческих порывов, но задает им определенные рамки. И молодой Незнамов (Дмитрий Воркунов), с детства не знавший ничего, кроме презрения и насмешек, поражен, впервые повстречавшись с благородством, ничего не требующим взамен. Гриша, и без того переполненный унижением, намерен ответить равноценно. До момента осознания – отвечать на чужую доброту ему нечем.

Это открытие не просто обезоруживает его, привыкшего яростно отбиваться от любых нападок, но и окончательно выбивает почву из-под ног: прожигание жизни (а на деле – собственных злости и страха) уже не приносит желанного забытья. Жить по-прежнему нельзя, жить по-новому – решительно невозможно. Люди сведущие реагируют на этот коллапс огрубелым сочувствием: «Душа-то у Незнамова есть, это правда; да вот беда-то, не знает он, куда ее деть».

Атмосфера накаляется, вино льется рекой – на одежду, руки, пол. К осколкам изувеченной, попранной жизни примешивается битое стекло. Шмага (Алексей Веретин) затягивает надрывную песню, в которой провинциальный шарм смешивается с безнадежной тоской. Сцену заливает мертвенно-бледный свет: точь-в-точь луна, на которую хочется выть.

«Везде одно и то же», – скажет Кручинина, и окажется неправа: именно в этом городке ее история о нерастраченной любви приобретет особую тональность. Свою «дорогую во всех отношениях пьесу» Островский писал не только «с соображениями, доступными лишь молодым силам», но и мелодраматическим прицелом. В исполнении артистов Губернского театра характерные для жанра сантименты приобретают исповедальное звучание, а режиссерские примечания выводят происходящее на метауровень.

Отчаянный монолог Незнамова, не способного больше терпеть ничем не заслуженную муку, в версии Вигг дополнен строками про детей, вынужденных слишком рано попадать в мир взрослых. И после них появления на сцене маленького безымянного мальчика (Лев Череватов), который с должным тщанием произносит реплики других персонажей, воспринимаются совсем иначе.

Новый смысл обретают и слова постановщицы о том, что театр – это страшное место, которое корежит человеческие жизни. По многим причинам, и в частности потому, что попав в чарующее зазеркалье очень легко заплутать между настоящим и ненастоящим. Запредельной пронзительностью отдает сцена, в которой Незнамов переживает жесточайший приступ душевных страданий, не выпуская при этом свисток-дуделку, заготовленный для праздника.

Связующим звеном между реальностью и нереальностью в постановке становится личный опыт. Разумеется, актеры почти всегда идут от себя, но когда Ирина Безрукова, обращаясь к зрителю, говорит о том, что потеряла сына, эта смелость поражает. Когда она доверительно сообщает, что целоваться на сцене – не такое простое занятие, как может показаться, это вызывает понимание. И когда под финал двухчасового спектакля в зале включается верхний свет, озаряя и лица зрителей, обычно скрытые спасительной темнотой, это бьет под дых. И в некотором смысле уравнивает публику с исполнителями.

В первую очередь, конечно, с Воркуновым, в котором почти невозможно признать дебютанта. Обличающая речь его персонажа имеет неожиданные последствия: все вдруг оказываются на виду у всех, и этот момент вынужденного дискомфорта рождает коллективное переживание – ощущение ныне почти позабытое. И в память оно врезается намного крепче эстрадных вставок и метких острот.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре