Первую премьеру в постановке Сергея Безрукова показал Губернский театр.
Новостей из Кузьминок ждали с марта прошлого года, когда Безруков был назначен худруком областного Дома искусств. Новый руководитель с сенсациями не спешил, от больших интервью отказывался, предпочитая словам дело. За это время он разработал имидж театра, достиг договоренностей с постановщиками, познакомился с двумя труппами, написал инсценировку, объединив несколько пьес Островского, и к Новому году выпустил спектакль — масштабный по размаху и весьма достойный по исполнению.
Видимо, из-за месторасположения публика здесь благодарная, неизбалованная. Дом искусств напоминает провинциальный театр, приходя в который зрители переобуваются.
С виду невзрачный, но с ярким торжественным освещением внутри, обилием портьер и ощущением праздника — настоящий Губернский. В фойе верстовые столбы подскажут путь в буфет и на ярмарку — местное ноу-хау. В антракте можно купить сувенир: лаковую шкатулку, павлопосадский платок или безделушку из Гжели.
Неспроста для премьеры выбрали пьесу Островского — бытописателя провинциальных нравов. На основной сцене старые постановки теперь не идут, а значит, труппа осталась без работы. Перед режиссером стояла задача занять как можно больше актеров, для этого Безруков устраивает спектакль в спектакле. Может быть, премьере несколько не хватает целостности, а действие долго разгоняется, зато на сцене оркестр и больше четырех десятков актеров. Оказалось, два маленьких неизвестных театра обладали на удивление хорошими труппами. Дмитрий Дюжев и звезда сериалов Карина Андоленко здесь нужны скорее для рекламы. Сработало — в зале аншлаг.
Безруков в прямом смысле слова закрутил сюжет вокруг «Бешеных денег» и «Бесприданницы». Почти безостановочно вертится сценический круг, в центре которого афишная тумба приглашает нас то на одну, то на другую пьесу. Монтаж — параллельный, герои двух произведений просто живут рядом — в уютной старой Москве, где раздается собачий лай, пение птиц, а покрытые желтыми листьями улицы метет гастарбайтер Рахмат (Андрей Чанцев). А вот и режиссерский ребус: как сообщает афиша, в роли Ларисы Огудаловой (то есть бесприданницы) этим вечером — Александра Негина — главная героиня «Талантов и поклонников» (Елена Исаенкова). Впрочем, от третьей пьесы в спектакле совсем немного. Она нужна, скорее, для красивой виньетки, чтобы поразмашистее расписаться в любви к Островскому.
Город освещают кованые кружевные фонари. Зрителей встречает занавес из пожелтевших облигаций, акций и кредитных билетов. Стены и ширмы в доме Чебоксаровых — той же масти. В целом сюжет «Бешеных денег», положенный в основу постановки, остался прежним. Богатая и красивая невеста Лидия Чебоксарова (Карина Андоленко) узнает, что разорена. Выход — найти состоятельного жениха. Но, как оказалось, это местные шутники наплели про ее избранника Савву Василькова (Дмитрий Дюжев), прибывшего из провинции, будто бы он владелец золотых приисков. Интригу держат в напряжении колоритные характеры: прохвост Телятев (Сергей Вершинин), жадный врун Кучумов (Виктор Шутов) и озлобившийся карьерист Глумов (Антон Хабаров). На редкость органичные актеры, тонко чувствующие Островского. Благо его пьесы здесь много ставили и до прихода Безрукова.
Живая музыка, красивые декорации и костюмы, цыгане с медведями. В зал летят пробки, партер угощают шампанским. Постановка вышла богатой и чуть-чуть старомодной. Судя по реакции, именно этого и ждал зритель. Губернский — почти как еще один филиал Малого. По крайней мере, глядя на первый успех Безрукова в роли худрука, верится, что в Москве появился добротный традиционный театр.
Анна Чужкова, Культура, 30.01.2014