Чем удивит история любви снайпера Марютки и белого офицера на сцене Губернского театра: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Чем удивит история любви снайпера Марютки и белого офицера на сцене Губернского театра

01 апреля 2023
Инга Бугулова, Российская газета
Удивительная премьера появилась в афише Московского Губернского театра - спектакль "Сорок первый" в постановке Ивана Пачина. В его основе - одноименная повесть Бориса Лавренева, написанная прозаиком в 1924 году всего за два дня.

История о любви, вспыхнувшей между двумя непримиримыми врагами - красноармейкой и белым офицером, звучит невероятно остро и близко к нам сегодняшним, а театральный язык действа - притчевый, немного наивный - заставляет увидеть за каждой "позицией" в первую очередь человека.

Иван Пачин хорошо знаком самому взыскательному зрителю - он ставит спектакли для детей и подростков. В его творческой биографии значатся постановки по всей стране: от Севастопольского и Хабаровского театров юного зрителя до Красноярского театра кукол, занимал он и пост главного режиссера в Тверском ТЮЗе, а еще - четырежды становился лауреатом Большого Детского фестиваля, ежегодно проводимого Губернским театром смотра лучших детских спектаклей.

Собственно, поработать на этой сцене режиссеру предложил худрук Сергей Безруков - знакомство произошло в Севастополе, как раз в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева. Так и случился "Сорок первый" - дебют Ивана Пачина в режиссуре для взрослого зрителя.

Повесть Бориса Лавренева не о войне, как может показаться на первый взгляд. Точнее, о войне - но не о Великой Отечественной, а о Гражданской (в театре долго спорили, оставлять ли оригинальное название, и все же оставили). Бывшая астраханская рыбачка, а теперь революционный снайпер Марютка (Ирина Токмакова) бьет точно в цель и ведет счет убитых ею врагов. Сорок первым в ее списке должен был стать поручик белой армии Говоруха-Отрок (Антон Соколов), "но то ли от холода, то ли от волнения промахнулась Марютка…" Отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым (Сергей Медведев) выведывает, что пленник владеет важной информацией - решено сохранить ему жизнь, но доставить к командованию. Так и начинается путешествие героев - вокруг пески Средней Азии и ни воды, ни съестных припасов.

Всю эту историю постановочная команда разыгрывает максимально просто, но при этом изобретательно и эффектно: караваны верблюдов с тюками - это деревянные фигурки, огромные тени от которых бродят по пространству сцены; смертельные выстрелы - вырывающиеся вдруг из одежды и трепещущие кусочки красной ткани; море, до которого, наконец, удалось добраться - волны синего бархата; а лодка складывается из сдвинутых углом лавочек.

Декорации рождаются прямо у нас на глазах, но этот прием лишен какого-либо ощущения "скорой руки" - наоборот, видно, насколько точно придумана и продумана каждая деталь. И что еще более удивительно - усомниться в происходящем даже не приходит в голову, всему веришь. Иногда кажется, что смотришь вестерн. Иногда напоминают о себе "Неуловимые мстители". А иногда - будто попал в мультфильм.

Поработать на сцене Губернского театра Ивану Пачину предложил худрук Сергей Безруков

При этом спектакль о классовых врагах напрочь лишен ненависти и злобы - есть только непонимание. Но и это потом, а сначала, когда Марютка и Говоруха-Отрок из-за шторма попадают на необитаемый остров, между ними рождается любовь. Мир с его красными и белыми, правыми и левыми исчезает, остается в какой-то другой жизни - а перед нами просто два человека с их желанием быть счастливыми, любить, заботиться. Просто жить.

- За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат, - рассказывает Иван Пачин. - Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни.

Режиссер уверен - любое высказывание на злободневную тему может быть сделано только нежно и с любовью: "Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас - суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале?"

А в финале прозвучит еще один выстрел - только в этот раз Марютка не позволит себе промахнуться. Могла бы она отпустить поручика, за которым приплыли белые?

- В русской литературе - пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, - ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен, - подытоживает режиссер.

Сергей Безруков, художественный руководитель Московского Губернского театра:

- Иван Пачин - один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева "Сорок первый" - это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 час 40 минут, антракт
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре