"Чужие берега, полные слез": в Московском Губернском театре прошла премьера поэтического спектакля: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

"Чужие берега, полные слез": в Московском Губернском театре прошла премьера поэтического спектакля

29 мая 2022
Елена Алексеева, Ревизор
Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля "Чужие берега". Художественный руководитель постановки – Сергей Безруков, автор сценария и режиссер - Ольга Матвеева, художник-постановщик – Андрей Климов.

Русский Харбин и Русский Париж стали местом действия новой работы труппы Губернского театра под руководством Сергея Витальевича Безрукова. Постановка "Чужие берега" замкнула трилогию поэтических спектаклей театра, где главными героями являются поэзия и поэтическая проза XX века. "Серебряное зеркало" и "Поэтическое кафе "Луч" уже нашли своего зрителя. Литературно-поэтическое наследие русской эмиграции первой волны 1920-х годов легло в основу сценария третьего проекта. В сценическом воплощении Ольги Матвеевой события столетней давности в "Чужих берегах" заговорили голосами двух десятков литераторов-эмигрантов, чьи жизненные лодки прибило к далеким берегам. Среди них значатся известные, малоизвестные и совсем забытые имена русского Зарубежья. Так, разножанровая проза и поэзия Арсения Несмелова, представителя русской диаспоры Харбина, впервые прозвучала на российской сцене.

По мнению режиссера это очень важная тема. Настало время осознать и отдать дань уважения неизвестному пласту русской культуры, ее талантливым представителям, которых унес рок событий от берегов отчизны дальной. Все они находили спасение в своем творчестве, оставив нам поэтический срез излома эпох. Подготовка к спектаклю началась два года назад, идея вынашивалась более десяти лет. Когда-то Ольга Матвеева вдохновилась книгой "Серебряный век Китая".

Глубокое погружение в тему дало жизнь исторически верному визуальному решению постановки. Художник-постановщик Андрей Климов скрупулезно следовал за модой эпохи. Были предъявлены высокие требования к тканям, из которых изготавливались костюмы. По этой причине возникли дополнительные сложности с сукном военных костюмов тех времен. Детальный антураж подчеркивал историчность и национальность происходящего. Китайские костюмы танцевальных дивертисментов в ресторане Харбина выглядели эффектно. Парижский колорит был уместно скромен, сделан со вкусом и качественно.

Фото Германа Жигунова

Весь спектакль пульсировал стихами. Разная подача, эмоциональность слога, манера чтения были естественно соразмерны с актерским существованием персонажей и нервом сценической ситуации. Художественный руководитель постановки Сергей Безруков уверен, что артисты труппы обязательно должны уметь выражать свои чувства и мысли через стихи в таком поэтическом жанре спектакля. Актеры должны вырасти на нем, "присвоить" себе эту поэзию, прожить ее. Худрук Губернского театра сам является большим мастером художественного слова. Он считает, что сегодня не хватает поэтического слова, а люди любят и хотят слушать стихи. Красной нитью в спектакле проходит чувство настоящей любви к Родине, тоска по ней. Сергей Витальевич напомнил, что знаменитый марш белого движения называется "Тоска по Родине".

Музыкальная составляющая спектакля соперничала с поэтической. Множество вокальных и танцевальных фрагментов шли в сопровождении живого ансамбля Губернского оркестра Московской области, музыкальным руководителем которого является Валерий Федоренко. Репертуар Александра Вертинского, прошедшего эмиграцию, априори вписался в общую канву. Романсы Петра Лещенко, русские народные и цыганские песни, белогвардейские песни и офицерские марши наполнили музыкальную партитуру постановки, озвучивая исторический контекст.

Хореограф Анна Гилунова и постановщик пластических номеров Батраз Засеев, несомненно, украсили постановку запоминающимися номерами. Режиссерские решения мизансцен работали, то совпадая, то контрастируя с эмоциональной нагрузкой песенно-танцевальных вставок. Две китайские танцевальные миниатюры актеры исполнили в традиционной азиатской манере, одновременно читая русские стихи. Поэтический ритм и пластика движений складывались в необычную полифонию.

Общая тональность спектакля - неутихающая боль от невыносимой разлуки с Россией, которая окрашивается различными оттенками тоски. Читая стихи, стихотворные диалоги, актеры часто плакали. Мужские слезы действовали сильно. Эмигранты в спектакле - живые люди, которые любили, мечтали, радовались надежде, отчаянно веселились, поэтому печальные настроения все же модулировали в светлые тональности. На контрасте эпизодов построена драматургия спектакля, заставляющая зрителя острее переживать полярные чувства.

Художественный руководитель постановки Сергей Безруков и режиссер Ольга Матвеева отметили хорошую работу актерского состава в этом постановочно сложном спектакле, где нужно говорить, много петь и танцевать.

Фото Елены Алексеевой

Эмоциональная кульминация повествования совпала с "закадровым" звучанием Адажио для струнных Сэмюэля Барбера. Финал спектакля остался открытым - вернулись ли назад странники по неволе к родным берегам, что их там ожидало? Расстегнутые рубахи, галифе, босые ноги на фоне кирпичной стены рифмовались с большевистским "гостеприимством" расстрелов.
 
В спектале участвовали: Кирилл Новышев, Евгений Сыркин, Антон Соколов, Сергей Кисса, Иван Иванов, Артем Губин, Сергей Медведев, Алексей Веретин, Евгений Гомоной, Андрей Мисилин, Сергей Ренсевич, Наталья Смирнова, Наталья Шклярук, Валентина Поломошнова, Марина Бояринова, Елена Цагина, Дарья Рябцева, Ирина Токмакова, Елена Исаенкова, Елена Киркова, Алина Ивах.
 
2 июня оpen-air  версия этого спектакля  "Чужие берега. Противостояние"  откроет IV Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского" (режиссер версии - Сергей Безруков). Церемония открытия состоится  в Музейном комплексе "Паровозное депо "Подмосковная", на открытой площадке, в антураже старинной железнодорожной станции.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Иммануил Ч.
Сказка о настоящих вещах
1 час 20 минут
Подробнее
16+
Школа для дураков
Сочинение
2 часа 45 минут (с антрактом)
Подробнее
12+
Мой Онегин
Музыкальный спектакль
2 часа 30 минут, антракт
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час
Подробнее
Последние статьи
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре