Инна Резепова, Онлайн-журнал «Типичная Москва», 5.04.18
Фото предоставлены пресс-службой Театра
Одна из наиболее сценичных пьес русского репертуара, вышедшая из-под пера писателя-шестидесятника XIX века, получила новое и истинно современное прочтение в стенах МГТ. Загадочная трилогия о Кречинском, плавно перерастающая в историю о «потерянном» Тарелкине, предстает перед зрителем таким образом, что каждый понимает: ко всему в нашем мире нужен подход. Желательно – деловой. Убедиться в этом самим вам удастся уже совсем скоро: ближайший показ спектакля запланирован на 28 апреля.
Символично, что первыми, кто появляется на полуосвещённой сцене, становятся не люди, а силуэты. Силуэты чьих-то одежд, которые кто-то носил и которые кто-то примерит на себя снова. Они спускаются сверху, образуя вокруг тени, и представляют собой практически живые фигуры. Уже на этом этапе знакомства со спектаклем прослеживается идея некой безличности, некой отстраненности. Вещь приравнивается действующему лицу и становится чем-то большим, нежели декорацией. «Говорящие декорации» – так мы осмелимся обозначить этот ход. Очень ярок и узнаваем в данном аспекте почерк режиссера
Гульнары Головинской. Ее многочисленные постановки в «Театре Луны», Театре на Таганке и других театрах не только Москвы, но и России, отличаются тонким психологизмом, множеством аллюзий и склонностью к сценическому подтексту: зритель чувствует, что ему предоставлена возможность додумать или найти ответ на недосказанное в самом себе.
Интересным кажется решение совместить в одном спектакле две части трилогии Сухово-Кобылина: «Свадьбу Кречинского» и «Дело». При такой постановке гораздо отчетливее прорисовываются характеры главных героев, и демонстрируется мастерство актеров. Ведь действующие лица претерпевают глобальные перемены как общественно-социального, так и внутреннего порядка. Две части отделены друг от друга антрактом, как промежутком в несколько лет, разделяющим на «до» и «после» жизнь героев.
Как быть человеку, который прежде общался с госпожой Удачей на «ты», а теперь не может свести концы с концами, прозябая в маленькой пустой комнатушке? Светская роскошь, балы, красавицы и уверенность в своем изяществе, которую поддерживает пока ещё не до конца развалившийся парадный сюртук, побуждают мозг работать быстро и стремительно. Кречинскому, хорошо знающему жизнь и умеющему чувствовать людей, приходит в голову самый очевидный вариант: жениться на богатой, но глупой девушке. И Михаил Васильевич (Антон Хабаров) начинает поиски. Как это часто бывает, подходящая партия не заставляет себя ждать, ведь испокон веков молоденькие девушки падки на обходительность, галантность и пару многозначительных взглядов. И каким светским господином ни выставлял бы себя Кречинский, какими бы манерами ни обладал, так мало отличий имеет он в реальности от своего тезки – Мишеньки Бальзаминова.
Гонка за заветным миллионом, имеющим силу в одночасье исправить положение героя и увеличить потенциальное состояние, начинается. Заурядная невеста Лидочка (Анна Цанг) теряет голову от одной только мысли, что выйдет замуж за солидного и настолько привлекательного господина. И вторит ей в этом заботливая тетушка (заслуженная артистка РФ Галина Бокашевская), которой не дает покоя представление о новой, богатой жизни племянницы в наверняка роскошной квартире. Все сценические перипетии имеют музыкальное сопровождение, над коим кроме режиссера работала также Светлана Медведева. Получается синтезированное изображение чувств героев. То, что сложно (или нежелательно) выразить словами, выражается при помощи музыки или песни.
Жизнь для Кречинского – Игра, где нет правил, а есть только азарт. Прийти и победить любой ценой, поставить на кон всё, не думать ни о прошедшем, ни о грядущем – вот его кредо. И Антону Хабарову удается необыкновенно выразительно передать состояние своего героя. Дерзко и смело бросает он перчатку судьбе, когда отправляет своего поверенного Расплюева (Степан Куликов) за солитером к дурочке Лидочке, самонадеянно вкладывает большую часть денег, полученных в ломбарде от Бэка (Андрей Исаенков), в грандиозный прием своих будущих родственников. Ведь Кречинскому необходимо произвести впечатление, чтобы как можно скорее сыграть свадьбу и заполучить заветное приданое. А для более быстрого достижения цели нужно пустить пыль в глаза несговорчивому отцу Муромскому (Григорий Фирсов).
Приём в доме Кречинского занимает едва ли не центральное место в первой части спектакля. Зритель становится участником настоящего импровизированного, грамотно продуманного музыкального шоу с привлечением оркестра театра. Само действие крайне важно для смыслового понимания пьесы. Герой находится в напряженном нервном состоянии, поскольку понимает, что его обман может обнаружиться в любой, самый неподходящий момент. А если учитывать, что уже давно за ним ведет охоту неудачливый жених Лидочки Нелькин (Александр Фролов), то ситуация видится совсем плачевной. И именно эту внутреннюю борьбу Кречинский скрывает и пытается преодолеть шумным праздником, юмором, танцами. Но тон голоса, жестикуляция героя, его резкие слова по отношению к будущей невесте, невнимание к семье Муромских и желание поскорее закончить эту комедию выдают внутреннее беспокойство. Сцена показательна во всех отношениях. Ранее относившийся к жениху с предубеждением, отец Лидочки проникается к нему глубоким уважением, видя на стене портрет именитого предка (принесенный, к слову, Расплюевым, за несколько минут до встречи гостей). И если этот почтенный человек способен практически припасть к ногам Кречинского, то имеет ли смысл говорить о визгливом восторге Лиды и её тетушки? Смотреть на проявление подобных чувств из зрительного зала одновременно смешно, грустно и неприятно, но как поведет себя обычный человек, окажись он в похожей ситуации? Много ли отличий найдем мы в себе самих от Муромского? Собственно, для этого и необходим театр: чтобы посмотреть на себя (или на потенциального себя) со стороны и задуматься. Как уже отмечалось, спектакль богат на подтексты.
.
«Свадьба» заканчивается немой сценой разоблачения. «Сорвалось!» – восклицает Кречинский и даже не пытается оправдаться. Да и к чему оправдания, если ему безразлична семья Муромских, все эти люди рядом и вообще жизнь? Миллион-то уже всё равно далёк от него. А что будет дальше? Внезапная защита Лидочки с выкриком «Это была ошибка!», беготня и суета, возможное помутнение сознания главного героя и медленно опускающийся занавес…
Во втором действии зритель едва ли узнает с первого взгляда знакомых героев. Типаж каждого из них полностью меняется. Уверенность и самолюбование Кречинского уступают место зажатости и скромности, от задора и ребяческой весёлости Лидочки не остается и следа, впрочем, как и от добродушия и простоты её тетушки, но более всего достается Муромскому. Отец семейства вынужден отныне скитаться по министерствам и судебным инстанциям, закладывать остатки своего состояния, чтобы доказать невиновность своей глупой дочери, по своей наивности решившей спасти жениха… Пронырливый Тарелкин (Михаил Шилов), внешне старающийся помочь разорившейся семье, становится ведущим действующим лицом в этой части. Жертва бюрократии и давно потерявший свое истинное «я», он отчаянно пытается найти в себе капли человечности. Получается ли? Судить зрителю.
Актерская игра заслуживает по-настоящему высокой оценки, поскольку требуются мастерство и талант, чтобы показать диаметрально противоположные состояния одних и тех же героев так, чтобы зритель поверил и понял. Спектакль очень гармоничен по своему внутреннему и внешнему устройству. Будучи психологическим и богатым своим смысловым наполнением, он не перегружен чрезмерной философией. Оттенить эту часть помогают танцевальные, музыкальные, юмористические (порой очень ироничные) композиционные элементы, которые не позволяют зрителю уйти из зала с мрачными мыслями и тяжестью на душе.
«Вся наша жизнь – игра» – наверное, эта фраза была бы лучшим эпиграфом к спектаклю «Свадьба Кречинского» в Московском Губернском театре. Единственное, о чем следует позаботиться, чтобы не оказаться на месте героя, – это заранее продумать правила… И играть только на положительном азарте, чтобы на кону стоял не фальшивый миллион, а билет в театр.