Домик мой, садик мой
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Домик мой, садик мой

07 декабря 2017
Виктория Пешкова, Газета "Культура"

Афиша Московского Губернского театра пополнилась «Вишневым садом» в постановке Сергея Безрукова.


Спор о чеховской драматургии длится уже более ста лет. Антон Павлович настаивал, что его пьесы — комедии, и над их персонажами можно и должносмеяться. Однако большинство режиссеров с оглядкой на Станиславского снова и снова ставят драму о потерянном времени, чем еще больше усиливают неочевидный комизм чеховских сюжетов, отбивая у зрителя всякую охоту к веселью. Те же, кто пытается сломать устоявшийся канон, обычно затевают замысловатую игру в анти-Чехова, уходя в область черного юмора или театра абсурда.

Сергей Безруков решил взрастить свой «Сад», просто следуя рекомендациям драматурга. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни», — говорил Антон Павлович. Сценография Безрукова одновременно щедра и лаконична. На подмостках Губернского и птицы поют, и калитка скрипит, и гудок паровоза откуда-то доносится — звуковая среда насыщенна и естественна. И уж если пьеса называется «Вишневый сад», то он и становится основным местом действия и главным действующим лицом, сохраняя, при всей своей материальности (художник-бутафор Джима Барнелли), удивительную театральность.

«Снился мне сад в подвенечном уборе» выводит на расстроенном клавесине то один персонаж, то другой. Для них сад — центр мироздания. Здесь происходят все главные события: приезды-отъезды, чаепития, ухаживания и объяснения. Владельцы дорожат им больше, чем домом, ставшим всего лишь символом невозвратного детства. Усиливая метафору, режиссер превращает старинную усадьбу в детскую игрушку. В кукольном домике, как в шкатулке, хранятся милые сердцу комодики, стульчики, кроватки. А солидный дядечка, вдохновенно взывающий к дорогому многоуважаемому шкафу, умещающемуся на ладони, вызывает в зале искренний, непритворный смех. Гаев у Александра Тютина не просто славный большой ребенок, каким его обычно показывают, а хитрый мальчишка, категорически отказывающийся взрослеть, чтобы не брать ответственность ни за свою жизнь, ни за судьбу близких, ни уж тем более имения.

Раневская в исполнении Карины Андоленко тоже далека от привычной трактовки. Перед нами не солидная гранд-дама, а молодая женщина (и это вполне по-чеховски, ведь если родной дочери Любови Андреевны 17 лет, то и самой помещице не больше 40). Волнения страсти в ней еще не унялись, а безнадежное сердце не уснуло. Однако Раневская довольна и страданиями своими, и мужчинами-неудачниками; она словно рисуется — посмотрите, я так необыкновенно несчастна, что ничего с этим делать не буду. С каким высокомерием она бросает в лицо Лопахину: «Дачи — это так пошло!», а сама ведет жизнь куда более пошлую. Жалеть ее всерьез не получается, как и хотел, по всей видимости, Чехов. Нет, не про гибель прекрасного старого мира поставил спектакль Сергей Безруков. Его «Сад» — предтеча новой жизни. Только олицетворением ее является вовсе не Петя Трофимов, этот вечный студент, по поводу и без повода обрушивающий на головы окружающих обличительные монологи. Исполняя чеховское «как в жизни», режиссер делает замковым камнем, на котором держится вся постановка, Лопахина (Антон Хабаров). История вишневого сада — это его история. Не «мужичка», дорвавшегося до денег, а человека, который перековал себя неимоверным усилием воли и таланта. Но при этом сохранил в сердце безнадежную, иссушающую душу любовь к Любови Андреевне. Эта линия у Антона Хабарова получилась особенно тонкой и трепетной. Чувство, сыгранное актером между строк чеховского текста, дает ключи едва ли не ко всем событиям пьесы. Да, знает Ермолай Алексеевич, что не достойна она любви и жалости, что для нее он — чуть больше, чем пустое место, что нечеловеческое его трудолюбие в ее глазах порок, а не добродетель. Не вишневый сад рубит Лопахин под корень, а выкорчевывает из сердца чувство, которое мешает ему жить и двигаться вперед.

Под отчаянное лопахинское «Давай!» возносятся к небесам старые деревья. А за несколько мгновений до того, как опустится занавес, вывозит Ермолай Алексеевич на сцену тачку, полную тоненьких саженцев.

Чехову очень хотелось писать веселые пьесы, но для искреннего смеха ему, возможно, не хватало некой опоры ни внутри себя, ни во внешней жизни. Сергей Безруков эту точку нашел и вместо привычного реквиема по дворянским гнездам поставил оду к радости и новой жизни.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 мин
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа, без антракта
Подробнее
12+
Семейная картина
Комедия
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Изображая жертву: Безруков устроил следственный эксперимент Пугачеву
13 сентября 2024
Народный артист представил премьеру драмы Пушкина в оригинальном прочтении Сергей...
Губернский театр открыл сезон "Капитанской дочкой" в постановке Безрукова
13 сентября 2024
МОСКВА, 13 сен — РИА Новости. Спектакль "Капитанская дочка" в постановке Сергея Безрукова...
Губернский театр открыл сезон премьерой "Капитанской дочки"
13 сентября 2024
Режиссером постановки выступил Сергей Безруков МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Московский...
На сцене Московского Губернского театра поставили «Капитанскую дочку»
12 сентября 2024
Большая премьера на сцене Московского Губернского театра. Знакомая со школьной скамьи...
«Капитанская дочка»: новое прочтение повести
11 сентября 2024
В Московском Губернском театре показали новое прочтение знаменитой повести Александра...
Худрук Губернского театра Безруков представит новую версию «Капитанской дочки» 12 сентября
11 сентября 2024
«Капитанская дочка» в формате следственного эксперимента. В Губернском театре представили...
В двух московских театрах открылся новый сезон
11 сентября 2024
Это Московский губернский театр и Московский театр мюзикла Новый сезон открылся и в...
Московском губернском театре состоялась премьера "Капитанской дочки"
11 сентября 2024
Закрытый показ: Сергей Безруков поставил спектакль «Капитанская дочка»
11 сентября 2024
Премьера откроет сезон Московского Губернского театра. В Московском губернском...
БЕЗРУКОВ СТАВИТ СПЕКТАКЛЬ-РАССЛЕДОВАНИЕ
10 сентября 2024
12 сентября в Губернском театре пройдет премьерный показ спектакля «Капитанская дочка» в...
Московский губернский театр представил в Тобольске спектакль "Весёлый солдат"
29 августа 2024
Окопную жизнь глазами Виктора Астафьева зрители увидели в рамках проекта «Сибирские...
Сергей Безруков: «Мы долго шли к этому»
25 августа 2024
Читайте материал на сайте издания
БЕЗРУКОВ ПРОВЕЛ ПРЕЗЕНТАЦИЮ НОВОГО СЕЗОНА
23 августа 2024
21 августа в Московском Губернском театре состоялся сбор труппы. Художественный...
Московский Губернский театр готовится удивить зрителя
22 августа 2024
12-й сезон Московский Губернский театр открывает в новом статусе — в мае он стал...
В НОВОМ СЕЗОНЕ МОСКОВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВИТ ВОСЕМЬ ПРЕМЬЕР
22 августа 2024
Среди них – «Капитанская дочка» по Пушкину, «Дама с собачкой» по Чехову и «Старший сын»...
Московский Губернский театр открывает новый театральный сезон
21 августа 2024
В Московском Губернском театре (МГТ) прошел открытый сбор труппы и презентация...
Губернский театр готовит премьеры по Пушкину, Чехову и Вампилову
21 августа 2024
Московский губернский театр анонсировал ряд премьер на 12-й театральный сезон, в котором...
Московский Губернский театр презентовал новый сезон: что ждет зрителей
21 августа 2024
"В планах на этот сезон у театра три фестиваля, в том числе "Фабрика...
Губернский театр открывает 12-й сезон в статусе федерального учреждения
21 августа 2024
Свой 12-й сезон Губернский театр открывает в статусе федерального учреждения. Это дает...
Губернский театр стал федеральным: что ждет зрителей в новом сезоне
21 августа 2024
Сергей Безруков делится планами на будущее 12-й театральный сезон открыл Московский...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре