Два рукопожатия до Станиславского
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Два рукопожатия до Станиславского

17 января 2023
Известия
Народный артист России Сергей Безруков — о вечно актуальном создателе МХАТа и реформаторе театра

Константин Сергеевич Станиславский, чье 160-летие мы отмечаем 17 января, для любого актера и режиссера — это тот фундамент, на котором строится всё. Начиная с первого курса театрального вуза он сопровождает тебя буквально всюду: его мудрый, с хитринкой, взгляд с портрета, его цитаты: «Не верю!», «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», его хрестоматийные «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью». Его система воспитания актера, его «Этика» — это впитывается буквально с каждым вздохом и становится частью тебя.

Хотя порой приходится слышать, что кто-то из режиссеров и пытается отстраниться от учения и системы Станиславского, выстроить свою собственную театральную эстетику, отличную или даже противоположную той, что проповедовал Константин Сергеевич. Но ведь понимаете, какая ирония: даже отталкиваясь от берега и отправляясь в собственное плаванье, вы ведь всё равно от чего-то отталкиваетесь, чему-то себя противопоставляете. И эта земля, этот берег, эта точка отсчета — именно Станиславский. Его вера в предлагаемые обстоятельства, его требование быть правдивым, его фокус на жизни человеческого духа на сцене. Это, мне кажется, никогда не перестанет быть актуальным.

Станиславский считал, что высший пилотаж в актерской профессии — умение перевоплощаться, стать как бы другим человеком: с иным голосом, пластикой, даже взглядом. Для его современников это было революционной идеей, и он был первым, кто разработал систему, которая могла пошагово обучить этому искусству перевоплощения — хотя удавалось это всё равно немногим, поскольку это все-таки зависит от психофизики актера. Но тем не менее свод упражнений, разработанный Станиславским, позволяет актеру максимально приблизиться к этому эффекту преображения в другого человека.

Насколько это применимо в сегодняшнем театральном искусстве? Мне кажется, это вопрос скорее философский. За столетие с лишним театральное искусство обогатилось огромным количеством течений, различных форм и способов существования актера на сцене. Были периоды, когда важнее было увидеть на сцене не персонажа, а личность актера, который транслировал некие идеи. Но, мне кажется, даже в эпическом или игровом театре любой талантливый артист хотя бы фрагментарно живет на сцене «по Станиславскому», и именно эти моменты в его роли — наиболее ярки и вызывают особый резонанс со зрительным залом.

Продолжая тему актуальности, хочу напомнить: Станиславский ведь велик не только созданием своей теории актерского мастерства — он воспитал талантливейших учеников, которые, как раз оттолкнувшись от его системы, создали свою собственную. На заложенном им фундаменте построили свое здание, свой театр. И это тоже особый дар — дать миру таких учеников.

Всеволод Мейерхольд разработал биомеханику, в противоположность своему учителю утверждая, что в театре действует не только закон органики — «сначала испугался, потом побежал», — но и обратный: сначала побежал, а потом испугался. То есть верно подобранный пластический рисунок пробуждает нужные эмоции у актера. А были еще Евгений Вахтангов, который положил начало яркому игровому театру, предвосхитив — а, по сути, продолжив, вслед за итальянской комедией масок — принцип игры с персонажем, и Михаил Чехов, который, развивая идеи Станиславского, пришел к совершенно особому, почти мистическому способу создания образа на сцене. Мне, кстати, наиболее близок именно его метод — это не совсем полное перевоплощение, о котором говорит Константин Сергеевич, а как бы «парное погружение» в глубины, совместное с героем проживание обстоятельств, когда моментами происходит полное слияние с персонажем.

Именно поэтому мне кажется, что «этика» и «эстетика» Станиславского — это не что-то застывшее, отмирающее. Она развивается вместе с нами уже более ста лет и будет продолжать развиваться. Я убеждаюсь в этом вновь и вновь, когда мы проводим в наш Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». Идея создания этого фестиваля родилась из желания исследовать, как же развивается эта эстетика в наше время. И я вижу, что психологический театр, созданный Константином Сергеевичем, по-прежнему жив и любим зрителем. Именно потому, что в нем есть правда, есть жизнь человека. Не режиссерские ребусы, а человеческая история, которую режиссер рассказывает через актера, проживающего эту историю на сцене.

Для меня лично Станиславский — это учитель моих учителей. Я выпускник Школы-студии МХАТ, моим учителем был Олег Павлович Табаков, который, в свою очередь, учился у Василия Топоркова — ученика Константина Сергеевича, которого еще называют «переводчиком» системы Станиславского. Топорков написал две великолепных книги о его системе. Так что от Константина Сергеевича меня отделяют только два рукопожатия, как модно сейчас говорить. И я сам, уже будучи преподавателем двух актерских курсов во ВГИКе, стараюсь передать своим студентам почтение к этому учению — на занятиях по актерскому мастерству мы используем его систему, а также систему Михаила Чехова. Это актерская азбука, без знания которой нет владения профессией. Как классический рисунок для художника, который сначала учится рисовать натюрморты, человеческое лицо, тело. И лишь овладев этим, он может начать искать себя в импрессионизме, постмодерне, кубофутуризме или создать свой собственный стиль. Но не зная классического рисунка, ты никогда не станешь мастером.

Станиславский для театра сейчас — это классический рисунок. Причем не только в актерском мастерстве, но и в режиссуре. И начиная работать над своей очередной режиссерской постановкой, я нередко обращаюсь к его трудам. Благо он оставил множество режиссерских экспликаций — подробнейших разработок своих замыслов спектаклей, по которым можно учиться режиссерской профессии. Иногда в своих постановках я делаю своего рода «поклон» Константину Сергеевичу.

Например, у него был период увлечения натурализмом, когда он старался создать на сцене атмосферу со всеми подробнейшими деталями: настоящая, не бутафорская, мебель, лай собак, звук сверчков за печкой, запахи. Когда я ставил «Вишневый сад» в Губернском театре, то многие детали в спектакле родились именно как такой «поклон Станиславскому»: мы создали на сцене настоящий вишневый сад, который по ходу действия цветет, затем на деревьях остается только листва, а в финале на сцене — голые черные деревья. Это в какой-то степени и дань натурализму, и, одновременно, образ умирания той жизни, которая некогда цвела в этом имении. На премьеру мы даже пригласили специалистов, которые при помощи ароматический смесей создали «5Д-эффект» — в зале витал запах скошенной травы.

Станиславский, без сомнения, был глыбой, одним из тех великанов, стоя на плечах которых, мы творили весь ХХ век. И не только мы — его чтут до сих пор и за рубежом, причем, мне кажется, даже больше, чем у нас. Звезды Голливуда середины прошлого века — Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Ингрид Бергман, Гари Купер, Грегори Пек — учились актерскому мастерству у Михаила Чехова, ученика Станиславского. И мой учитель, Олег Табаков, в течение многих лет преподавал актерское мастерство в США. Конечно же, по системе Станиславского. Она и по сей день влияет на мировой театр. Станиславский и его система — это наш бренд, известный всему миру и ставший нашим общим достоянием. Так же как русский балет, как спутник.

Автор — народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра, режиссер, продюсер, сценарист

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Вид с моста
Драма
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
6+
Аленький цветочек
По мотивам сказки С. Аксакова
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
04 февраля 2023
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона — комедию по...
Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона 16 февраля
03 февраля 2023
РИАМО - 3 фев. Московский Губернский театр 16 февраля представит вторую премьеру сезона —...
Сергей Безруков представит в МГТ вторую премьеру сезона
03 февраля 2023
Театр сыграет комедию «Женитьба. Почти по Гоголю» 16 февраля Московский Губернский театр...
Спектакль Сергея Безрукова «Приключения Фандорина» покажут в Уфе
02 февраля 2023
В основе спектакля – роман Бориса Акунина «Левиафан», третья книга из серии исторических...
Московский Губернский театр сыграет в Зеленограде спектакль «Аленький цветочек»
30 января 2023
19 февраля в КЦ «Зеленоград» пройдет спектакль по мотивам сказки Сергея Аксакова о...
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона
18 января 2023
Режиссер спектакля Сергей Безруков, художник-постановщик - Дмитрий Дробышев. Начало...
Актёрам Московского Губернского театра вручили премии «Золотой Мухин»
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал своё девятилетие. В рамках празднования лучшим...
В Московском Губернском театре наградили лучших сотрудников
16 января 2023
РИАМО - 16 янв. В Московском Губернском театре отпраздновали день рождения — на днях...
Премии «Золотой Мухин» вручили в Московском Губернском театре
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал свое 9-летие. В рамках празднования лучшим...
Московский Губернский театр отметил день рождения
13 января 2023
Театру исполнилось девять лет. На церемонии в пятый раз состоялось вручение премий...
«Профессия редкая и необходимая»: Ирина Безрукова о тифлокомментировании
27 декабря 2022
Московский губернский театр, художественным руководителем которого является Сергей...
Московский Губернский театр удостоился Премии им. Фёдора Волкова
27 декабря 2022
Премия Минкультуры России имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства...
Ирина Безрукова: "Мне часто пишут о том, что я являюсь примером стойкости в жизненных обстоятельствах"
23 декабря 2022
Она излучает гармонию, теплоту и нежность. И это проявляется буквально во всем: как она...
Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»
09 декабря 2022
На днях в Московском Губернском театре прошел моноспектакль «Маленький принц» – в...
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
19 ноября 2022
24, 25 ноября Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Аккаунт Губернского театра «захватило» брачное агентство
18 ноября 2022
Страницу Московского Губернского театра (МГТ) на днях взломали представители брачного...
Женитьба как спецоперация
15 ноября 2022
Московский Губернский театр 24, 25 ноября представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Сергей Безруков прочитает 5 декабря сказку «Маленький принц» в Московском Губернском Театре в честь 10-летия фонда «Измени одну жизнь»
10 ноября 2022
5 декабря 2022 года в Московском Губернском Театре пройдет спектакль «Маленький...
МГТ представит комедию «Женитьба. Почти по Гоголю»
03 ноября 2022
Московский Губернский театр (МГТ) 24, 25 ноября представит зрителям вторую премьеру...
Сергей Безруков представит в Омске премьеру спектакля «Дядя Ваня»
31 октября 2022
Спектакль режиссера Сергея Безрукова, поставленный по одной из самых известных пьес...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре