Два взгляда на "Собаку на сене" Московского Губернского театра
15 мая 2023
Культурная история
Мне удалось посмотреть премьерный спектакль режиссёра Александра Коручекова "Собака на сене" Московского Губернского театра в котором играло сразу два актёрских состава. Такое случается не часто. Это был пресс-показ и в первом акте играл один состав актёров, а во втором другой. Соответственно впечатления сложились разные. Итак, взгляд на 500 лет назад в средневековую Испанию, где разворачиваются интригующие любовные события, описанные в бессмертном произведении Лопе де Вега. Красавица Диана выбирает себе жениха, но останавливается на своём секретаре Теодоро, который без роду, без племени.
Сергей Безруков, художественный руководитель МГТ: "С Александром Коручековым мы знакомы давно, он замечательный мастер, художник, в театральном мире его спектакли очень ценятся. Мы давно договаривались, чтобы он поставил у нас комедию, долго выбирали материал, и, наконец, он сделал выбор в пользу пьесы Лопе де Вега "Собака на сене". Коручеков великолепно работает в жанре комедии дель-арте, у него совершенно потрясающие тренинги по работе с маской... "Собака на сене" - великолепная драматургия, кроме того, это пьеса в стихах, - мне кажется, очень важно уметь покорить стихотворный текст. Я рад, что в нашем репертуаре появился такой спектакль - это ярко, стильно, здесь замечательные актёрские работы".
Александр Коручеков, режиссёр: "Мне нравится эта пьеса, было интересно прикоснуться к тому, что там происходит. Это разговор о метаморфозах любви. Несмотря на лёгкость фабулы, мы рассматриваем отношения между героями как глубинные процессы: что с нами происходит, откуда все эти метаморфозы? Как это зарождается? В "Собаке на сене" всё начинается как игра, как что-то несерьёзное. А потом мы закрываемся - и всё становится всерьёз, и уже никуда не деться от любви, и непонятно, что с этим делать. Захотелось поплавать в этом океане. Океане прихотей любви".
Декорации художника Евгении Шутиной лаконичны. Но они воздушны, они играют на солнце. Зритель попадает в испанский сад, с ажурными решётками и беседками. Всё пространство дышит жарким воздухом, а потом трансформируется в раму картины и герои, словно бы играют внутри неё и сходят к зрителям.
Если говорить о двух составах, то убедительней мне показался состав первого акта. Трио Веры Шпак - Диана, Андрея Исаенкова - Теодоро и Полины Галкиной - Марселы играло, что называется, в одном оркестре, прекрасно понимая друг друга.
Вера Шпак в образе Дианы и страстная, и капризная, и кокетливая, и обидчивая, и разъярённая. В ней есть сексуальность, в ней есть особая манкость. Эту женщину нельзя не полюбить. Её монолог женщины, которую обидели, любовь которой не видят просто блестящий. А истерика с избиением Теодоро плюшевым медведем и разгромом на сцене великолепна.
Исполнитель Теодоро Андрей Исаенков достаточно сдержан и где-то холоден, что с Дианой, что с Марселой. Ему, может быть, где-то не хватает горячей испанской страсти. Вообще Теодоро тот ещё ловелас, который играет с женщинами.
Полина Галкина в роли Марселы великолепна. Здесь страсть бьёт через край. Она и счастливая влюблённая девушка, которая парит в небесах, и обиженная фурия, которую бросили.
Теперь о втором составе. Диана - Наталья Качалкина, Теодоро - Евгений Сыркин, Марсела - Ирина Токмакова. И вот здесь, как мне показалось, трио не сложилось. Особенно дуэт Качалкиной и Сыркина. Я не увидел между ними того, что называют "химией". Там нет страсти и любви.
Начнём с того, что Наталья Качалкина не тянет на роль красавицы Дианы. Да, она хорошо играет, она отыгрывает все эмоции. Но влюбился бы в неё Теодоро, бросив Марселу? На мой взгляд - нет.
Евгений Сыркин в роли Теодоро абсолютно холоден к Диане. У него холодные глаза, в них нет любви, в них нет страсти.
Ирина Токмакова сыгравшая Марселу по эмоциям уступает Марселе Галкиной.
Хочется отметить игру Дмитрия Карташова в роли Тристана. Очень убедителен. Этакий, на первый взгляд, простоватый мужик, но на самом деле с природной хитростью и смекалкой. Он ведёт свою игру, помогая Теодоро, и она ему удаётся. Особенно он хорош в роли грека, который ненавязчиво внушает графу Людовико о том, что Теодоро его сын, который оказался в детстве в плену у мавров.
И эта сцена, пожалуй, лучшая в спектакле. Здесь режиссёр показал комедию дель-арте во всём блеске. Здесь маски, здесь веселье, здесь хитрость и страсть.
Лёгкий, как дуновение ветра, спектакль, который заставит забыться от суетных современных будней, погрузив в страстные любовные интриги средневековой Испании. И, на мой, может быть, субъективный взгляд, лучше попасть на игру первого состава. Там есть "химия" среди актёров.
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев.
Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.