«Дядя Ваня»: фотограф от бога. Сергей Безруков переосмыслил пьесу Чехова
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Дядя Ваня»: фотограф от бога. Сергей Безруков переосмыслил пьесу Чехова

22 декабря 2020
Сергей Безруков в роли Ивана Петровича Войницкого
Независимая газета

Вероника Словохотова

В Московском губернском театре состоялась премьера спектакля «Дядя Ваня». Сергей Безруков предложил новую лирическую интерпретацию чеховской пьесы, выступив не только как исполнитель главной роли и режиссер, но и – в соавторстве с Анной Матисон – как художник-постановщик. Супруги детально продумали элементы сценографии, наделив спектакль богатой символикой.

Загадочнее всего выглядит парящий высоко над сценой оклад без иконы. Вместо лика зритель видит прохладные косые лучи. «Бог есть свет», – сказано в Первом послании Иоанна, однако у каждого героя «Дяди Вани» свой бог и своя «икона». Мария Васильевна крестится на портрет Серебрякова, а Войницкий обнимает портреты Елены Андреевны: на одном из них жена профессора изображена с нимбом. Так видит ее главный герой, ведь в спектакле Безрукова он фотограф, а в более широком смысле – художник, потому что как никто другой умеет чувствовать красоту и ставит ее превыше всего. В этом отношении для его антипода Астрова нет ничего святого. Доктор произносит хрестоматийное «в человеке должно быть все прекрасно» – и пририсовывает Елене Андреевне рожки.

Осквернив красоту фломастером на портрете, он не останавливается и оскверняет ее в реальности, соблазняя доверчивую женщину. Их любовное свидание – кульминация спектакля. Дядя Ваня, мокрый от дождя, в спешке срезает живые розы и, украсив букет сердечком, мчится вручить его возлюбленной, но замирает перед полупрозрачным занавесом, видя ее с Астровым на качелях. Как в руках у дяди Вани на тоненьком штекере дрожит декоративное сердце, так в груди колотится его собственное. Он и сам бьется в мелких судорогах – от озноба и нестерпимой боли. Доктор не просто увел любимую женщину и надругался над музой, он отнял у дяди Вани свет и надежду. А что значит для человека, который пишет светом, остаться в темноте?

Ярче всего образ главного героя Сергей Безруков раскрывает в своем танце под композицию «Reverse dance» Андрея Виноградова (хореограф Анна Гилунова). Звукорежиссер Екатерина Мочалина верно почувствовала, что звучание колесной лиры идеально передаст напряжение дяди Вани. Отметим, что под напряжением здесь подразумевается не скованность, а предельное средоточие энергии, страсти и вместе с тем – боли, которым нет выхода. Скрытый голос темы движется вниз по минорной гамме, и кажется, что внутри у Войницкого с большим сопротивлением сжимается пружина. Стоит ее опустить – и она разорвет грудную клетку. Полон глубокого лиризма танец дяди Вани с портретом Елены Андреевны под «Gabriel’s Message» Стинга. Герой боготворит свою музу и мечтает заключить ее в объятия. Сколько горечи, тоски и нежности он вкладывает в слова «о, чудные мысли, как хорошо, я даже смеюсь...».

Но сжатая пружина скрыта не только внутри Войницкого. Елена Андреевна в изумительном исполнении Карины Андоленко так же несчастна, как и ее воздыхатель. Жена ворчливого профессора не может жить так, как хочется. Она любит музыку, но рояль накрыт скатертью, – инструмент в семье служит обеденным столом. Только порядочно выпив, Елена Андреевна осмеливается сбросить посуду и, несмотря на запрет мужа, нарушить покой Первым концертом для фортепиано с оркестром Чайковского. Играет, правда, довольно робко: почти утратила мастерство, да и сил у нее нет, чтобы достичь указанного в нотах фортиссимо. Муж внушил Елене отвращение, вот почему она так легко отдается страсти, соглашаясь на свидание с доктором. Антон Хабаров представляет Астрова отнюдь не таким идеалистом, каким он видится в пьесе. Рассуждая о срубленных лесах, он пытается зажечь сигарету и одну за другой роняет на пол спички. Когда он рассказывает о своей любви к березкам, над ним откровенно смеются. Но за цинизмом прячется горечь: его душу тоже разъедает тоска по бездарно растраченной жизни. Он понимает, что еще мог бы сделать счастливой Соню, но не способен переступить через себя, потому что не любит ее.

Соня Дианы Егоровой сильна и прямолинейна. Этой героине сопутствует мотив уборки. Племянница дяди Вани стремится упорядочить хаос, в который погрузился дом Войницких. Она пытается утихомирить нервного дядю, отбирает бутылку у пьяного доктора и аккуратно расставляет по местам ящики с рассадой и цветами. Однако внутри у нее кипит разрушительная страсть. «Я его люблю…» – кричит девушка и яростно втыкает нож в буфет. Григорий Фирсов с большим мастерством играет роль ядовитого и тщеславного Серебрякова. Профессор – полная противоположность дяди Вани. Актер создает образ большой знаменитости (на доске он пишет мелом: «Я STAR»), лишенной таланта и милосердия. Он мучается от страшной физической боли, но продолжает взирать на мир с высоты собрания своих сочинений и беспокоится лишь о собственном благополучии.

Очаровательны Мария Васильевна и Марина в исполнении Елены Цагиной и Ольги Смирновой. Они остались в рамках традиционного прочтения, но благодаря им в спектакле сохранилась атмосфера настоящей дворянской усадьбы, с которой непременно ассоциируются образы строгой матушки и доброй, простодушной няни. Телегин, второстепенный персонаж, в постановке Безрукова выходит на передний план. Михаил Шилов с легкой грустью изображает тихого безумца, наигрывая на колесной лире незатейливые мотивы. Музыкальный инструмент, символизирующий предельное напряжение душевных сил, соединяет образы Войницкого, Астрова, Елены Андреевны и Сони: герои страдают, оттого что внутри у них бьются жаждущие свободы и любви сердца.

Благодаря работе художника по свету Тараса Михалевского усадьба превращается в потустороннее беззвездное пространство. Дядя Ваня прячет под свитер револьвер и садится в лодку-качели, где недавно фотографировал Елену Андреевну. Обезумев, он достает весла и уплывает в вечность. Подобно булгаковскому Мастеру, он не заслужил света – он заслужил покой. 

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Алиса в Стране чудес
По мотивам сказки Льюиса Кэрролла
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Мистическая комедия для детей и взрослых
1 ч 20 мин, без антракта
Подробнее
6+
Знакомьтесь: Московский Губернский театр
Экскурсия
1 час без антракта
Подробнее
0+
Звёздочка для ёжика

45 минут
Подробнее
14+
Иваново детство
Драма в одном действии
1 ч 40 мин без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство
22 сентября 2022
24 сентября в 16.30 Московский Губернский театр мы приглашаем юных зрителей и их...
-Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство-
21 сентября 2022
В эту субботу Московский Губернский театр приглашает юных зрителей и их родителей на...
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию‑знакомство
21 сентября 2022
РИАМО - 21 сен. Московский Губернский театр приглашает юных посетителей и их родителей на...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
На этой неделе Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету, сезон. Старт...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
15 сентября Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету сезон. Старт...
Антон Хабаров: Чтобы строить актёрскую карьеру, я полностью отказался от семьи
24 августа 2022
На пробах режиссер сказал мне: "Все хорошо. Но твой герой умирает от чахотки через два...
В Московском Губернском театре рассказали о планах на 10-й сезон
15 августа 2022
В Московском Губернском театре состоялся традиционный сбор труппы, предваряющий новый,...
«УДАЧА МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬСЯ СПИНОЙ»: СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ — О РАБОТЕ В ТЕАТРЕ И КИНО
14 августа 2022
Актер разоткровенничался на открытии юбилейного сезона в Московском Губернском театре. ...
Сергей Безруков: «Работы будет очень много!»
14 августа 2022
Начало сезона, которое в других театрах обычно проходит официально и по-деловому, Сергей...
Московский губернский театр покажет в новом сезоне четыре премьеры
12 августа 2022
В Московском губернском театре на традиционном сборе труппе подвели итоги минувшего...
Московский губернский театр открыл новый сезон
12 августа 2022
Премьера запланирована на 20 октября Московский губернский театр открыл свой...
Сергей Безруков рассказал о новом сезоне в Губернском театре
12 августа 2022
Московский Губернский театр вступает в свой десятый сезон и готовит для зрителей четыре...
В Московском губернском театре в преддверии нового сезона прошёл сбор труппы
12 августа 2022
В Московском губернском театре в преддверии старта нового X сезона прошёл традиционный...
На сборе труппы в Губернском театре Фирс искал барина
12 августа 2022
Один за одним открыли сезоны два театра, которые отметили свои небольшие юбилеи: Центр...
Московский Губернский и театр «У Никитских ворот» открыли юбилейные сезоны
12 августа 2022
Сборы трупп провели юбиляры предстоящего театрального сезона. Московский Губернский театр...
Московский Губернский театр анонсировал премьеры сезона 2022-2023
12 августа 2022
11 августа 2022 года Московский Губернский театр открыл юбилейный 10-ый театральный...
11 августа, 19:02 Губернский театр готовит новые постановки "Собака на сене" и "Женитьба. Почти по Гоголю"
11 августа 2022
В юбилейный сезон театр запланировал гастрольный тур и покажет свои спектакли в более чем...
Московский Губернский театр поедет на гастроли в 12 регионов
11 августа 2022
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов в новом сезоне МОСКВА, 11...
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов, в том числе в Рязань
11 августа 2022
РИА Новости. Московский Губернский театр в юбилейном десятом сезоне поедет в гастрольный...
Студенты Сергея Безрукова из Донбасса выйдут на сцену Губернского театра
11 августа 2022
Недавно Сергей Безруков рассказал, что будет преподавать актерское мастерство для...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре