Виктор Борзенко, Журнал Театрал, 26.07.17 Фото: Ксения Угольникова
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ РАССКАЗАЛ О ВЫСОЦКОМ
Свой четвертый сезон Московский Губернский театр завершил спектаклем-посвящением «Высоцкий. Рождение легенды», собрав 25 июля огромный зал «Крокус-сити холла».
Ровно в 19 часов Сергей Безруков со своей командой появился на сцене. Публика, добиравшаяся в Мякинино через весь город (на дорогах – пробки) еще рассаживалась в партере, а со сцены уже звучало:
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Пролог? Нет, первые аккорды спектакля, в котором всё исполняется вживую – под Губернаторский оркестр Московской области.
Сайт театра предупреждал: продолжительность 3 часа. На деле выйдет почти 4. В какой-то момент станет ясно, почему не стали дожидаться опоздавших. Свой рассказ о Высоцком Сергей Безруков (он постановщик спектакля, исполнитель главной роли и наряду с Андреем Щеткиным – соавтор сценария) решил сделать максимально подробным. И, чувствуется, материал захватил его в полной мере.
Детство, война, школа, развод родителей, мечта стать актером, первые песни, киносъемки, «Таганка», Марина Влади, концерты, цензура, последние годы, смерть, похороны… Каждый сюжет, тот или иной поворот биографии сопровождается песнями Владимира Семеновича: почти все участники спектакля поют их с характерной энергией. И на этом фоне особенно примечательно мастерство Сергея Безрукова и Дмитрия Карташова, исполняющих Высоцкого с похожей хрипотцой и манерами, не уходя в эстрадность и пародию.
– Петь его песни нелегко, – сказал Сергей Безруков в предпремьерном интервью, – потому что есть потрясающее авторское исполнение. Самое главное – проживать эти песни, поскольку Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать – это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв.
Впрочем, Высоцкий в этом спектакле не только певец, актер или поэт, а прежде всего – личность. Сергей Безруков представил его человеком чутким, ранимым, с открытой душой:
Нервы у меня хотя луженые,
Кончилось спокойствие навеки.
Эх, вы мои нервы обнаженные!
Ожили б – ходили б как калеки.
Сквозь эту призму и подбиралось большинство историй, давших драматическую основу спектаклю.
– Сегодняшний спектакль мы играем в день памяти Владимира Семеновича Высоцкого, – скажет Сергей Безруков под занавес спектакля (зрительный зал эту речь будет слушать стоя). – Сегодня 25 июля. В этот день не стало Владимира Семеновича. В Московском Губернском театре мы играем этот спектакль каждый месяц. И какое бы число ни было, мы всегда отмечаем 25 января – день рождения поэта.
Мы не хотим грустить, мы хотим радоваться, потому что имя Владимира Семеновича живо. Мы, конечно, помянем его, потому что сегодня, в этот день, по нему скорбит вся страна. Но все же нам бы хотелось отметить и его день рождения. Сегодня 25 января 1938 года! Роддом номер 8. 3-я Мещанская улица.
Имя Высоцкого уже обросло легендами. Сколько говорили, сколько писали, сколько сочиняли! «И, словно мухи, тут и там, // Ходят слухи по домам, // А беззубые старухи их разносят по умам», – пел Высоцкий.
Еще при жизни Высоцкий и умирал два раза, и сидел два раза, и воевал… Хотя когда началась война, ему было всего лишь три года, но он – воевал. Может быть поэтому он в своих песнях был настоящим. И подводником был, и летчиком, и археологом… Настоящим! Он был по-настоящему народным артистом, не имея при этом звание народного артиста. Он не был членом Союза композиторов, не был членом Союза писателей. Он был настоящим народным артистом!
А сколько еще сочинят, расскажут о нем! И с каждым годом появляются новые передачи, версии, слухи, друзья возникают, какие-то любови новые.
«Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил. // Как умел – так и жил. А безгрешных не знает природа», – пел о Высоцком Окуджава.
Но самое главное не это. Самое главное то, что человек оставил после себя. Это более 200 стихотворений и 600 песен, которые благодаря современному звучанию не теряют своей актуальности и по сей день.
Высоцкий – тема бездонная. Когда биографическое повествование о поэте закончится, начнется своего рода концерт: хитовые песни Владимира Семеновича зазвучат в стилистике рока. Зрители достанут телефоны, чтобы записать видео. И половина зала будет, разумеется, подпевать:
Идет охота на волков идет охота
На серых хищников матерых и щенков
Кричат загонщики и лают псы до рвоты
Кровь на снегу и пятна красные флажков...