Фото: Галина Фесенко
Пока весна полностью не вступила в свои права, а зима никак не хотела уходить, в конце марта в Московском Губернском театре поднимали настроение премьерным спектаклем — комедией дель-арте «Энергичные люди» по повести Василия Шукшина в постановке художественного руководителя театра Сергея Безрукова.
Премьеру приурочили к юбилею Василия Макаровича Шукшина, которому этим летом исполнилось бы 90 лет.
Действие происходит в 70-е годы двадцатого века, герои пьесы — авантюристы, спекулянты, и «импровизаторы» эпохи соцреализма. Сергей Безруков выступил не только режиссёром-постановщиком спектакля, но и сценографом. Оформление сцены, вся мебель, — всё это перекочевало в спектакль из 70-х годов. Всё настоящее. И не только на сцене, но и в фойе можно погрузиться в атмосферу тех годов: расположиться на кресле, посмотреть телевизор, на котором показывают суперсерию СССР- Канада, «посетить» комнату Василия Шукшина в Сростках, посидеть на кухне, где сушится белье и стоит пшеничная водка, или заглянуть в шкаф с одеждой и обувью из 70-х.
Сергей Безруков:
«Я этот спектакль посвящаю моему поколению, тем, кто родился в 72-73 году. Неплохие люди выросли. У меня много сверстников, которые достигли очень серьезных высот в разных сферах».
Фото: Николай Тарханов
А вот одежда для актёров шилась уже в наше время. Одежда из 70-х, если бы и дожила, то не выдержала бы актёрской энергии, с которой коллектив театра шёл к премьере. Хотя все, не сговариваясь, признаются, что самый энергичный человек среди команды «энергичных людей» – это режиссёр Сергей Безруков.
Галина Бокашевская, исполнительница роли Веры Сергеевны, делится своими эмоциями от репетиций:
«Мы заряжались энергией от Сергея Витальевича, и у нас настолько энергично проходили репетиции, что мы разбивали бокалы, резали пальцы, у кого-то капала кровь, одежда часто летела, потому что мы репетировали с азартом и желанием».
Сами себя герои спектакля называют «энергичными людьми» – и, действительно, их энергии, изобретательности и предприимчивости можно позавидовать. И, вообще-то, неплохие они люди, как говорит о них сам Шукшин, – просто их энергия направлена на обустройство собственного достатка, достичь которого законными путями невозможно. И играют артисты на грани гротеска, ведь их прозвища уже сами подсказывают условия игры: Чернявый, Брюхатый, Лысый, Курносый, Простой человек.
Фото: Галина Фесенко
Чтобы вжиться в образы, актёрам пришлось весь период репетиций носить парики, усы, искусственные лысины, не раз менять длину и цвет волос и даже форму носа. Только для двух персонажей в спектакле не потребовалось серьёзного грима — это Аристарх Петрович Кузькин (Сергей Вершинин) и Простой человек (Олег Курлов и Юрий Колганов)
Степан Куликов (Курносый) и Дмитрий Карташов (Чернявый), дополняя друг друга, рассуждают о том, в чём особенность их героев:
«Все эти ребята хотят жить ярко, мощно, классно, сегодняшним днем. Завтра-то может уже не быть. Конечно же они живут неправильно, – надо стараться не обманывать людей. Но жить, наверное, всё равно надо хоть иногда на полную катушку».
Фото: Галина Фесенко
Ещё до начала спектакля, когда заходишь в зал, из динамиков звучит передача «Радионяня», где лишний раз напоминают, как использовать слова «надевать и одевать», «есть и кушать», а также поют песни про грамматические правила.
Сам спектакль начинается с выпуска популярной в те годы передачи «Фитиль», где рассказывается краткая предыстория Арбата, – улицы ставшей отправной точкой для самых изобретательных «героев» того времени, о которых рассказывается в постановке.
Сергей Безруков:
«Я в начале спектакля специально делаю передачу, в которой рассказываю о том, что было в то время и, что такое статья 154 УК РСФСР от 60 года. Это скупка и перепродажа. Специально объясняю молодому поколению, что то, за что раньше сажали с конфискацией, теперь называется легко и просто — бизнес. В 90-х годах статья была отменена, потому что у нас экономика в стране поменялась».
А уж когда начинается действие — на сцене мы видим ВИА «Энергичные люди», который совсем не случаен здесь, — для постановки режиссёр придумал новый жанр «караоке-спектакль», — это значит, что все песни, которые звучат в спектакле, а звучат песни тоже из 70-х, не только подпевать можно, а подпевать нужно. Специально для этого на экране отображаются тексты песен. На этом же экране в антракте спектакля будут показывать легендарные матчи советских сборных — хоккейный СССР-Канада и баскетбольный СССР — США 1972 года.
Фото: Николай Тарханов
Историю «от автора» рассказывает барабанщик ВИА Евгений Гомоной, одновременно задавая ритм спектаклю. История о «джентльменах удачи» того времени идет почти четыре часа, давая возможность зрителю погрузиться в прошлое, подумать о том, что и тогда было хорошее и плохое, давая возможность посмеяться и попеть с героями и даже всплакнуть об ушедшем и невозвратимом.
«Мнение самого Василия Макарыча звучит в нашем спектакле в финале: “Ребят, как мы живем? Торопимся куда-то, бежим, суетимся, поймать это, купить то, а ведь самое главное — это любовь”», — рассказывает Галина Бокашевская.
«Мне просто хотелось подчеркнуть, что есть то, чем можно по праву гордиться, — рассуждает Сергей Витальевич Безруков о том, что же сподвигло его взяться за шукшинскую повесть. —
Не надо забывать что, то время было в нашей стране, не надо вычеркивать его и плеваться. Было бедно, но помимо бедности были люди, была эпоха, была душа, были потрясающие достижения, потрясающие ученые, потрясающие специалисты. Давайте будем гордиться тем, что было нужным и важным, — это время ушло безвозвратно. Тех людей, той музыки больше никогда не будет, но мы можем всё это сохранить в своем сердце. Это обращение ко всем вам. Я для этого и сделал спектакль».