«Известия» Москва, 18.12.2014
В Московском губернском театре под руководством Сергея Безрукова состоялась премьера спектакля Анны Горушкиной «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович. Корреспондент «Известий» встретился с исполнителем главной роли Андреем Ильиным сразу после спектакля.
— Нет, конечно. Малая сцена дает возможность играть на микронюансах. Я с содроганием сердца думаю о том, как мы повезем этот спектакль на гастроли, — если в зале будет больше мест, он может не получиться таким, каким мы его задумывали. Актерам придется играть с нажимом, говорить громко, форсировать. А сейчас я могу работать, словно в кино, постоянно на крупном плане.
— Сильно устаете после спектакля?
— Усталость чувствуется, но если все прошло удачно, то с ней приходит и ощущение покоя, удовлетворения. А если что-то во время спектакля идет не так, то усталость наваливается вместе с чувством, будто я кого-то обманул.
— Что может пойти не так?
— В этом смысле пьеса “Бесконечный апрель” - удивительный материал. Казалось бы, на каждом спектакле мы говорим одни и те же слова, встаем в одинаковые мизансцены, но есть нюансы, которые заметно меняют восприятие. Сегодня, к примеру, был очень проникновенный и негромкий спектакль, а в прошлый раз мы немного, что называется, «перестрадали». Нам очень хотелось сыграть хорошо, мы старались изо всех сил, но, как ни странно, именно это и повредило спектаклю. Оказалось, что надо играть чуть легче, и даже немного отстраненно.
— Как родился спектакль?
— На роль меня пригласил Сергей Безруков. Я прочитал пьесу, она мне сразу понравилась, потом познакомился с режиссером Анной Горушкиной и мы начали работу. Меня очень зацепила история о пожилом человеке, который вспоминает всю свою жизнь. Но мне, 54-летнему мужчине, казалось странным играть 9-летнего мальчика, поэтому я поначалу спорил с режиссером и предлагал найти на роль ребенка. Я думал, что он в любом случае будет убедительнее… Но Аня отстояла свое видение спектакля. И оказалась права.
— О чем, на ваш взгляд, эта пьеса?
— О жизни самого обыкновенного «маленького» человека. . Мой герой — не бунтарь. Он - тихий, честный,интеллигентный, умеющий любить , не награжденный орденами и не имеющий регалий, не совершивший ничего выдающегося...
— Наверное, жизнь заурядного человека очень сложно сыграть.
— С точки зрения профессии эта роль — настоящий подарок. Зритель должен верить мне, когда я играю 98-летнего старика и 9-летнего мальчика. А если не верит, то грош мне цена.
В каком-то смысле похожий опыт был у меня в спектакле Театра имени Моссовета «Мой бедный Марат», в начале действия моему герою около 18-ти лет, в финале - 35. А выпускаясь из театрального училища, я играл роль старика-ненца в пьесе Вампилова “Прошлым летом в Чулимске”. Правда, тогда мне помогал грим — я надевал усы, бороду, рисовал себе под глазами морщины... .
Ребенка играть сложнее. Тут грим бессилен. И важно удержаться на грани, не начать сюсюкать, говорить якобы детским голосом, не превратиться в нелепую карикатуру. Мне важны эмоции моего героя. А они у детей абсолютно те же, что и у взрослых. Когда мальчик переживает из-за того, что у него отобрали конфетку, его чувства равносильны обиде, которую испытывает взрослый человек, у которого отняли нечто дорогое.
— Вы читаете современные пьесы?
— В основном, те, в постановке которых мне предлагают поучаствовать. На остальное времени практически не остается. А раньше мне нравилось приходить на театральные вечера, где мы читали и обсуждали новую отечественную драматургию. Что касается Ярославы Пулинович — я прочитал и некоторые другие ее пьесы и должен признать, что она очень интересный автор. Несмотря на свой юный возраст — ей всего 27 лет — она хорошо разбирается в психологии, человеческих взаимоотношениях, остро чувствует время, ей свойственен философский взгляд на жизнь. Я уверен, что у нее большое будущее.