Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?

15 сентября 2024
Андрей Максимов, Российская газета
Андрей Максимов - о постановке Безрукова "Капитанской дочки" в Губернском театре

Я знаю, что есть люди, читающие театральные рецензии с одной целью: узнать - хорош или плох спектакль, рекомендуют на него идти или нет. Для таких, спешащих, сообщаю: Сергей Безруков поставил на сцене руководимого им Губернского театра очень хороший спектакль "Капитанская дочка" по знаменитой повести Пушкина. Идти стоит. Мы знаем массу инсценировок этой повести. Безруков придумал абсолютно свой взгляд, как будто бы захотел поставить точку в истории инсценировок.
Сообщить об опечатке
Это - повторю - сообщение для бегущих читателей-зрителей. С остальными, менее суетливыми, поговорим.

Задача любого театрального действа какова? Для начала: чтобы было интересно смотреть. Интересно? Продолжаем разговор. Скучно? Никакие режиссерские изыски не помогут. И тут, конечно, засада: "Капитанская дочка" - произведение, сюжет которого известен всем. Как быть?

Безруков придумал - как. Он поставил спектакль-расследование. Знаменитый театральный принцип "действие происходит здесь и сейчас" весьма смело отставлен в сторону. Все события повести вспоминаются героями и ... шутами (актерами). Интересная история! В ней есть некоторая отстраненность: ведь говоря о прошлом, мы, волей-неволей, анализируем то, что было. Расследование - это всегда размышление.

Анна Матисон написала замечательную и... таинственную инсценировку. В чем таинственность? А в том, что, с одной стороны, в пьесе расставлены иные, непривычные акценты. Мы все знаем, что "Капитанская дочка" - история любви на фоне русского бунта бессмысленного и беспощадного. Гринев - Швабрин - Маша - это, наверное, едва ли не первый любовный треугольник, про который узнают молодые люди в школе.

На треугольник этот в спектакле лишь намек. Но есть и другая сторона: при всем при этом получился очень пушкинский спектакль. Может быть, это результат того, что авторский текст, который, как правило, в иных театральных переложениях исчезает - тут оставлен. А может, это происходит потому, что рождается ощущение: здесь ничего не придумывали, не дописывали за классика, просто как бы повернули его текст чуть другой стороной. Да - другой стороной, но ведь - пушкинский же текст.

Хорошо. Нет акцента на любовном треугольнике. Пусть. А на что тогда сделан акцент?

Не будем торопиться с ответом. Скажем, для начала, про удивительную сценографию Максима Обрезкова. Обрезков - конечно, замечательный сценограф, который не занимается украшательством спектакля своими декорациями, но создает мир для героев. Помост, который венчается виселицей. Вот мир русского бунта. Вот мир, в котором любовь должна чувствовать себя очень неуютно. Вот мир, в котором люди вынуждены жить: жесткий, жестокий, недобрый.

Здесь ничего не придумывали, не дописывали за классика, просто как бы повернули его текст чуть другой стороной
И вот над этим миром парит бумажный змей, становящийся едва ли не главной метафорой спектакля. Полет детства, который был у всех этих людей - и у бунтовщиков, и у солдат, и у генерала, и даже у императрицы Екатерины II. Прекрасный полет детства, который закончился тяжелой и даже страшной жизнью. Почему?

Мы ли отвечаем за свою жизнь или есть судьба, которая ведет нас свободно? Что такое покаяние и возможно ли оно? Почему за любовь непременно необходимо биться, а иначе она не воплощается? И что такое вообще воплощение любви? Вот - акценты. Это про Пугачева и пугачевщину? Или это - про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?

Дмитрий Карташов блестяще играет Емельяна Пугачева. Это как раз та роль, про которую говорят: роль-событие. Да, он жесток. Он зол. Все так. Но Карташов играет человека мучающегося, если угодно - страдающего. И мы вдруг понимаем, что он... многому научил Петра Гринева. Пугачев - учитель, а не только изверг. Карташов играет сложного, неоднозначного человека. Это человек, в котором надо разбираться. Никто из нас не возглавлял крестьянские бунты, и тем не менее в характере Пугачева каждый зритель, при желании, увидит много собственного. Разве мы никогда не грешили, а потом не знали, как покаяться? Разве мы никогда не ставили себе на службу обстоятельства, не до конца понимая, к чему это может привести? Разве, наконец, мы никогда не думали: насколько свободны от собственной судьбы?

На роли Гринева и Маши Безруков взял очень молодых артистов, студентов: Олега Савостюка и Александру Лукьянову. И юные артисты с блеском справились со своими задачами. Поразительно, когда такие молодые люди так точно играют столь серьезные трагические роли.

Как-то так написана инсценировка и поставлен спектакль, что мы понимаем: эти молодые люди не просто проживают тяжелейшие события, но впитывают окружающую жизнь. Для них любое существование, любое общение - в том числе и с Пугачевым - это урок. Они люди не просто страстные, но - думающие. А мы? Все больше плачемся? Или выводы делаем?

Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?
Спектакль густо населен. У кого-то роль больше, у кого-то - пара реплик. Но видно, что труппа Губернского театра сильная. Очевидных провалов нет. Перечислить всех актеров - невозможно, кого-то не назвать - обидеть. Так что поверьте на слово: на сцене лепятся характеры, люди, судьбы...

И еще раз: характеры, люди, судьбы... Вот про что сделал спектакль Сергей Безруков, продемонстрировав невероятную режиссерскую глубину и фантазию.

Попросту говоря, "Капитанская дочка" в Московском губернском театре - история, которая очень хорошо сделана. Еще и потому ее интересно смотреть.

Будем ждать, чем порадует режиссер Безруков дальше.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 час 40 минут, антракт
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре